Previous Next

Содержание

Введение…………………………………..............................................................................…………С.3

Цели и задачи библиотек по формированию здорового образа жизни……………...…С.4

Цитаты о ЗДОРОВЬЕ………………………............................................................................…С.5

ПАМЯТКА ДЛЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ………..…С.6

Популярные формы библиотечной работы по ЗОЖ…………................................………С.7

Сценарии по ЗОЖ для молодёжи ………….........................................................................…С.10

 Заключение………………………………............................................................................………С.35

 Список использованной литературы ….......................................…….С.36

     Формы и методы библиотечной работы по популяризации в молодёжной среде здорового образа жизни [здоровый образ жизни]: методические рекомендации / ГУ «Лельчицкая районная централизованная библиотечная система», сектор маркетинга и социокультурной деятельности; [составитель Т.Г. Линкевич; редактор Т.И.Варакса; ответственный за выпуск Т.Г.Линкевич]. — Лельчицы, 2023. — 28 с.

 

 Введение

   Проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальных в библиотечном обслуживании населения, особенно молодежи. Работа библиотеки в этом направлении предусматривает мероприятия, которые активно пропагандируют здоровый образ жизни, содействуют организации досуга молодежи, привлекают к чтению, знакомят с интересными людьми и их увлечениями. Формирование сознательной установки на здоровый образ жизни – такова цель мероприятий, проводимых библиотеками. Ориентировать подростков и молодежь на развитие самостоятельного мышления, на самовоспитание, выработку системы нравственных ценностей и навыков культуры здорового образа жизни, физической активности, привитие стойкого иммунитета к негативным влияниям среды – важные аспекты работы библиотеки. Особое место в решении проблем, связанных с пропагандой здорового образа жизни, занимает развитие форм именно профилактической работы, главная цель которой – повысить ценность собственной жизни в глазах молодежи и подростков. Работая с молодежью по данному направлению, необходимо выбрать такую форму, которая давала бы ответы на вопросы, возникающие у них в этом возрасте.

     При организации и проведении профилактических мероприятий необходимо придерживаться следующих основных принципов:

   - информация должна быть, в целом, позитивной и не нести оттенки безысходности;

   - резюме любого мероприятия должно содержать четкую, всем понятную рекомендацию по профилактике пагубных для здоровья явлений.

 

Цели и задачи библиотек по формированию здорового образа жизни:

  • создание комфортной среды для формирования культуры ЗОЖ среди населения зоны обслуживания данной библиотеки;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • содействие формированию у пользователей понятия ценности здоровья и жизни, мотивации и потребности в занятиях физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни;
  • осуществление партнерских связей с учреждениями, занимающимися пропагандой ЗОЖ, профилактикой и искоренением вредных привычек у детей и подростков;
  • осуществление профилактических мероприятий, направленных на борьбу с вредными привычками, которые могут привести к утрате здоровья людей, их асоциальному поведению;
  • оказание информационной помощи семьям в профилактике вредных привычек у детей;
  • профилактическая работа по предупреждению правонарушений, алкогольной, табачной, наркотической зависимостей среди населения, через участие в программах и мероприятиях библиотек.

 

Основные даты календаря, связанные с ЗОЖ

15 февраля

День здорового образа жизни

1 марта

Международный день борьбы с наркотиками

7 апреля

Всемирный день здоровья

31 мая

Всемирный день без табака

26 июня 

Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом

7 июля 

День профилактики алкоголизма

11 сентября

День без алкоголя

03 октября

Всемирный День трезвости и борьбы с алкоголизмом

17 ноября  

Всемирный день отказа от курения

1 декабря 

Всемирный день борьбы со СПИДом

18 декабря

День профилактики травматизма

 

Цитаты о ЗДОРОВЬЕ

 -«Врачи лечат болезни, а здоровье надо добывать самому!» Николай Амосов

- «Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа» Виктор Гюго

- «Без здоровья невозможно и счастье» Белинский Виссарион Григорьевич

- «Самое действенное лекарство для физического здоровья есть бодрое и веселое настроение духа» К. Бострем

- «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам» Сократ

- «Здоровье — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего         берегут» Ж.Лабрюйер

- «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье» Генрих Гейне

- «Сон — бальзам природы» Вильям Шекспир

ПАМЯТКА  ДЛЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

 1. Не навязывайте себя никому, в том числе и детям. 2. Если не знаете, как воздействовать – остановитесь! (если произошел инцидент, возникла трудность, и вы не знаете, как поступить, прогнозируйте событие, переключите ребенка на другое действие, а потом постарайтесь понять, что было причиной).

3. Устраните из вашего общения с детьми способы и формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию.

4. Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними.

5. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.

6. Не фиксируйте внимание на неудачах.

7. Давайте качественные оценки (лучше описать действие ребенка в эмоционально-благоприятном плане, чем оценивать действие).

8. Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример.

9. Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме.

10. Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка (улыбку, пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине и т.д.)

В своей работе надо учитывать, что современные молодые люди не готовы к роли «объекта воспитательного воздействия», «ведомого», они достаточно независимы и самостоятельны в своем выборе и поведении.

В библиотечной практике работы с молодежью широко используются как уже зарекомендовавшие себя, так и новые формы продвижения услуг, в числе которых:

  • организация коммуникативного пространства библиотеки, отвечающего интересам молодежи, создание среды, где им комфортно находиться, даже тогда, когда их приход не связан напрямую с книгой и чтением;
  • размещение рекламы в местах, где бывают молодые люди (в кинотеатрах, кафе, наиболее посещаемых магазинах, в учебных заведениях и т.д);
  • приглашение молодых людей к оформлению и распространению библиотечной рекламы, к оформлению библиотеки;
  • размещение перечня услуг для молодежи и условий их предоставления на библиотечном сайте, в ее блоге и на страницах в социальных сетях;
  • участие библиотеки в конференциях, семинарах, дискуссиях, круглых столах, проводимых другими организациями, учебными заведениями. По темам
  • способным привлечь к библиотеке, ее ресурсам и услугам участников этих мероприятий.

 

 Популярные формы библиотечной работы по ЗОЖ

Акции:

«Думай до, а не после». Основные цели и задачи проведения: - повышение информационного уровня обучающихся о негативных последствиях для здоровья употребления наркотиков и психоактивных веществ; - создание негативного отношения подростков и молодёжи к употреблению наркотиков и ПАВ; - формирование среди подростков моды на здоровый образ жизни. Формы проведения: проведение конкурсов, выставок; презентации по формированию здорового образа жизни; спортивные эстафеты; организация антинаркотических мероприятий (аут-рич работа);

«День без дыма»;

«Молодежь - за здоровый образ жизни»;

«Молодежь – за ЗОЖ»;

«Нет наркотикам!»;

«Вместе с папиросой сгорает и курящий ее»;

«Подростки против наркотиков»;

«Молодежь против наркомании и СПИДа»; «Молодое поколение выбирает здоровый образ жизни»;

«Нет СПИДу и наркомании»;

«Нет добровольному безумию»;

«Мы – против наркотиков», «Да – жизни, нет – наркотикам».

Информационно-развлекательные мероприятия типа блиц-программы помогают библиотекарю донести до читателя разнообразную информацию. Вот только некоторые примеры:

  • калейдоскоп интересных фактов, социологии, литературы, истории; 
  • премьеры книг;
  • анонсы, литературные сенсации;
  • игровые и музыкальные паузы;
  • литературные игры «Что? Где? Когда?»;
  • занимательные уроки «Остерегайся, береги свою жизнь!»;

Особой популярностью среди молодёжи пользуются оздоровительные походы, Дни туриста, Дни здоровья, соревнования «Веселые старты», «На самый спортивный класс», трудовые десанты «Приведи в порядок свою планету», «Спортивная площадка», «За чистоту территории моей земли», «Забота о братьях наших меньших», «Зеленый мир моего класса», акции милосердия.

Особенно важно, чтобы читатель являлся непременным участником диалоговых мероприятий, извлекая из них максимум полезной информации. Привлекательность библиотеки для читателей - подростков усиливает дискуссионные качели («За и против»), где ребята могут высказаться по представляющим для них интерес темам.

В клубах по интересам для читателей среднего и старшего возраста рекомендуется провести: часы здоровья «Правильная осанка – рецепты на каждый день», «Секреты массажа», «Формула здоровья», «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и т.д. Наиболее интересными для молодежи станут такие формы мероприятий как: мультимедийные презентации, игры-викторины, интеллектуальные игры, уроки-размышления, часы откровения, слайдбеседы, спортивные поединки, турниры, конкурсы, занимательные часы.

Для создания в библиотеке творческой атмосферы, взаимопонимания и сотрудничества, интересного и полезного досуга читателей можно планировать использование различных форм работы: игры на сплочение коллектива, профилактические беседы, прививка здоровья, инфо-бум, видеопрезентации, слайд-путешествие, квест-игры, квиз, турнир рекордов, лайфхаки, экскурсии, экоакция, фото-кросс, фото-сушка, буккроссинг, костюмированное шоу, мастер-классы, творческие мастерские, конкурсные и развлекательные программы, День спорта «Салют, Олимпиада!», День родной Беларуси «Пусть всегда будет солнце», День сказок «У Лукоморья», День здоровья «В гостях у Доктора Айболита», День фантазии «Тили-милитрямдия», День правил дорожного движения «Дядя Стѐпа – лучший друг!», День белорусского фольклора «Беларускі карагод», День семьи «В деревне Простоквашино», День природы «Книга джунглей», День красоты «На балу у Золушки», День пожарной безопасности «Кошкин дом», День духовности «Что такое доброта», День путешествия по малой Родине «По дороге с облаками», День приключений «Золотой ключик», День прощания «Дружба крепкая не сломается!».

 Тренинги «Как сказать НЕТ»; ситуационные игры на повышение самооценки; обучение подростков навыкам позитивного отношения к себе и другим людям, умению реагировать на критику;

     Чтобы противопоставить альтернативу курению, пьянству, употреблению наркотиков среди подростков и молодежи, требуется организовать их свободное время, проводить профориентацию, привлекать к чтению через игровую деятельность.

     Интересный опыт работы Кировоградской областной библиотеки для юношества им. А.М. Бойченко. Здесь проходили соревнования в форме конкурсов. Например, конкурс «Раненный в поле не воин» (или «Ловкость рук и никакого мошенничества») продемонстрировал умение участников оказывать первую медицинскую помощь. Чтобы выполнить задание быстро и качественно, нужно было иметь хорошую физическую подготовку. Своего раненого товарища одновременно бинтовали все пять членов команды. Название конкурса «Кто спортом занимается – тот лучше отжимается» говорит само за себя. Мальчишки демонстрировали свои физические возможности, отжимаясь в упоре лежа.

Конкурс «Силовой мотиватор» проводился при помощи импровизированной гири, которая была сделана из пластиковых бутылок с водой. Вес гири 10 кг. Нужно было сделать как можно больше поднятий гири за 1 минуту.

 

«Белорусские пробежки» - массовые спортивно оздоровительные мероприятия, целью которых является поддержание хорошей физической формы участников и пропаганда здорового образа жизни.

     Видеоролики позволяют не только сплотить творческую группу постоянных читателей, но и заинтересовать потенциальных, путём представления им информации в виде нового нестандартного взгляда на библиотеку, книги и чтение через призму впечатлений сверстников.

Библиотекарям необходимо размещать цикл видеороликов по ЗОЖ в свободном доступе на бесплатном видеохостинге «YouTube», TiKtOK, т.к. молодёжь всё чаще находится именно на данных социальных медиа.

     С целью формирования у подростков стойкой модели поведения в подобных ситуациях целесообразно разрабатывать буклеты «Как отказаться от наркотиков», «Задумайся – стоит ли курить?» для девочек и мальчиков, книжные закладки «Только факты о наркотиках», «Мы – за здоровое будущее». Здесь каждый найдёт только факты – и ничего лишнего. Информация изданий поможет сделать правильный выбор.

   Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что проведение комплекса мероприятий по формированию здорового образа жизни в тесном сотрудничестве библиотек с организациями, учреждениями, службами по воспитательной и профилактической работе способны эффективно влиять на ценностные приоритеты подростков и молодежи.

     Повышение уровня информированности молодежи в вопросах, касающихся сохранения здоровья людей, являются крайне необходимыми и должны проводиться систематически. Следует отметить, что проведение комплекса мероприятий по формированию здорового образа жизни в тесном сотрудничестве библиотек с организациями, учреждениями, службами по воспитательной и профилактической работе способны эффективно влиять на ценностные приоритеты подростков и молодежи. Повышение уровня информированности молодежи в вопросах, касающихся сохранения здоровья людей, являются крайне необходимыми и должны проводиться систематически.

 Сценарии по ЗОЖ для молодёжи

Тренинг «Да - здоровому образу жизни»

 Цель:  пропаганда здорового образа жизни среди подростков, формирование ценностного отношения к собственному здоровью.

Задачи:

1. Дать представление о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни» в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах.

2. Способствовать формированию потребности здорового образа жизни.

Ход тренинга:

-       Здравствуйте, ребята! Когда мы встречаемся с людьми, мы здороваемся.

-       Мы говорим  вам «здравствуйте», а это значит, что мы всем вам желаем здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? 

-       Здоровье для человека – одна из главных ценностей. 
Давайте поприветствуем друг друга на разных языках.

-       Какие слова-приветствия вы знаете? (дети называют слова).

 Здоровье – это ценность и богатство,

Здоровьем людям надо дорожить!

Есть правильно и спортом заниматься,

И закаляться, и с зарядкою дружить.

Чтобы любая хворь не подступила,

Чтоб билось ровно сердце, как мотор,

Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться,

Улыбкой победить любой укор.

 Здоровый образ жизни – это сила!

Ведь без здоровья в жизни никуда.

Давайте вместе будем сильны и красивы

Тогда года нам будут не беда!

 - Мы предлагаем вам немного поиграть.

И первая игра называется - «Ассоциации». (Задания по отрядам).

- Ребята, вы должны записать по одной ассоциации на одном листочке на слово, которое я произнесу (всего листочков 5).

Слово: Здоровье.

(Время для подбора ассоциаций – 2 минуты, во время выполнения задания играет музыка).

Каждый отряд зачитывает свои слова-ассоциации, которые записываются на лист бумаги.

-       И так, здоровье для вас – это…

(перечислить слова-ассоциации, записанные на листе бумаги).

-       А более подробно о здоровье вы узнаете из нашего рассказа.

-       Итак, ребята, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности.

«Здоровье -  это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон – бодрствование).

Сейчас мы с вами порассуждаем, что же такое здоровье с позиции трех аспектов. Эта информация  поможет вам выполнить следующее задание. 

У вас есть листочки со словами – ассоциациями. Нужно будет прикрепить их, к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово (на стене изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон – социальное здоровье, 2 вагон – психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье).

И сначала рассмотрим физическое здоровье.

Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста.

Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.

А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?

Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.

Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.

Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.

Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у них преобладают чувства,  таким будет наше эмоциональное здоровье.

Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы). Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавать конфликтные ситуации.

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу  ЗОЖ.

И приступаем к следующему упражнению - «Паровоз здоровья».

Упражнение со словами-ассоциациями.

Нужно прикрепить ассоциации к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово (на стене изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон - социальное здоровье, 2 вагон - психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье).

Время на выполнение задания – 1 минута.

Озвучиваются выводы по упражнению.

 Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального  благополучия.

А самое главное вы узнали, что наше здоровье зависит только от  нас. И поэтому девиз нашего занятия « мое здоровье – в моих руках».

Давайте произнесем девиз все вместе.

Теперь поиграем в игру  «Верю - не верю» (если согласны поднимаете две руки, если нет – хлопните по коленям 2 раза)

  1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (да)
  2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)
  3. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
  4. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)
  5. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)
  6. Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их два раза в день. (да)
  7. Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду? (нет)

- Наше занятие подходит к концу. Что нового узнали для себя?

- Нам хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание. Надеемся, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни и вы будете вести здоровый образ жизни.

«Твоя жизнь – твой выбор» (диспут)

Цель. Познакомить подростков с важнейшими жизненными ценностями; убедить в необходимости здорового образа жизни; развивать умение выступать перед аудиторией своих сверстников, формировать негативное отношение к вредным привычкам.

 Предварительная работа

1. Для каждого участника желательно изготовить эмблему «Здоровая Россия»

2. Анкетирование среди учащихся 10 класса по теме «Здоровый образ жизни».

3. Блиц-опрос учащихся 10 класса по 2- м номинациям: «закаливание», «гигиена».

4. Выпуск газет «Мы за здоровый образ жизни!» и «Бой вредным привычкам!»

5. Деление класса на 2 команды.

Оформление зала

  • Плакаты с пословицами и изречениями о здоровье.

«Здоровье так же заразительно, как и болезнь».

Р. Роллан.

«Первое богатство – это здоровье».

Р. Эмерсон.

«У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все».

Арабская пословица.

«Человек, которому некогда позаботиться о своем здоровье, подобен ремесленнику, которому некогда наточить свои инструменты».

И. Мюллер.

2. Газеты, выполненные учащимися.

«Мы за здоровый образ жизни!»,

«Бой вредным привычкам!»

3. Материал для тестирования:

а) «жизнь со знаком «+», «жизнь со знаком « - »

б) результаты блиц – опроса учащихся 10 класса по 2 номинациям: «закаливание”, “гигиена».

Ход Диспута.

  • Вступительное слово ведущего.

Наше здоровье — в наших руках. И чем больше мы будем знать о том, что может сделать нас нездоровыми — тем лучше сумеем защитить себя и своих близких от их непрошенного вторжения в нашу жизнь.

-Ребята, вы любите жизнь? Как вы понимаете, что это такое? (это богатство данное изначально, и она должна быть прекрасной и счастливой: это здоровье, взаимоотношения с окружающими, дружба, любовь к ближним и близким, материальные блага).

Горская пословица гласит: «Добрая жизнь – добрый ручей». И чтобы жизнь была доброй, счастливой, необходимы различные составляющие, среди которых самое важное место занимает здоровье.

Еще великий Гёте сказал: «Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье». И народ славит здоровье в пословицах. Назовите их (ответы учащихся):

Здоровому и горе не горе, и беда не в зарок.

Здоровье на деньги не купишь. Здоровью цены нет.

Здоровье дороже золота. Было бы здоровье, а остальное приложится.

Учащаяся читает стихотворение «Здоровье наш бесценный дар»:                   Здоровье - наш бесценный дар.

Оно не безгранично.

Оно напоминает шар,

И все в нем гармонично.

В нем есть любовь и красота,

Есть ценность и величье.

Все укрепляет доброта.

А символ - наша личность.

Здоровье – наш бесценный дар,

Который дан от Бога.

И все готовы мы отдать

Лишь только б быть здоровым.

Но так бывает не всегда –

Сердиться мы не будем,

И если вдруг придет беда,

Мы встанем все, поможем людям.

Ведущий: Мы видим, что здоровый человек счастлив. Свои представления о счастливой жизни можно выразить в виде Дерева жизни, которое вы видите на демонстрационной доске. (Рисунок 1). Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет

свеж и зелен, если крону будут поддерживать ветви: «Я могу», «Я хочу», «Я буду».

- А что человек может? (понимать других, любить, быть честным и т.д.)

- Я хочу? (ответы учащихся)

- Я должен? (соблюдать законы, жить, любить и.т.д.)

Эти ветви поддерживают ствол «здоровый образ жизни», питаемый корнями - составляющими здорового образа жизни (ведущим читаются определения, а учащиеся выбирают подходящие для составляющих здоровья и выкладывают на демонстрационном материале: интересная творческая работа, активная жизненная позиция, курение, положительные эмоции, употребление алкоголя, любовь к людям, пессимизм, оптимизм, семья, закаливание, личная гигиена, рациональное питание, двигательная активность, употребление наркотиков).

  • Конкурс « Жизнь со знаком «+» и жизнь со знаком «-» 2 команды:
  • «Спортсмены» и «Экологи»

а) Приветствия команд.

б) Объяснение названия команды.

3. Конкурс “Кто больше вспомнит высказываний и поговорок о здоровье”.

4. Сюжетно-ролевая игра «Уверенный ответ - отказ».

Существуют определенные формы давления, которые принуждают вас делать то, что порой не хочется, нужно уметь их распознать и принять правильное решение:

- Давление друзей. Предложение делается в дружеской форме: «Не хочешь попробовать кое-что?»;

- Давление, которое оказывают «дразнилки» и клички: «Давай, не будь маменьким сынком!» или «Ты что, слабак?»;

- Тяжелое давление: «Боишься? Ты - трус!», «Ты нам больше не друг, слабак!» и т.д.

(ответы учащихся).

Учащиеся записывают в тетради: Уверенность - это способ поведения, открытое высказывание своего мнения, которое имеет право и должно уважаться другим, это эффективный путь сопротивления давлению.

Инструкция к игре. Вызывается учащийся и предлагается ситуация, когда нужно в компании друзей отказаться от предложенной сигареты с марихуаной.

Учащиеся определяют, какой отказ был наиболее уверенный.

Вывод игры: уверенность помогает человеку выйти из конфликтной ситуации, отстоять свои права, сохранить индивидуальность, сказать «Нет!».

Врач-педиатр (при наличии) может рассказать о пользе витаминов в питании растущего организма.

Врач-нарколог (при наличии) может рассказать о вреде психотропных препаратов нового поколения.

Ведущий.

«Самое главное - не будьте равнодушны к окружающим вас людям. Может быть, рядом с вами находится человек, у которого большие проблемы, который сам их разрешить не может. Ваш добрый внимательный взгляд, нужное слово, вовремя протянутая рука помощи окажутся спасительными для человека, стоящего на один шаг от пропасти».

Затем подросткам были зачитаны письма тех, кто употреблял наркотики, а также письма их родных, близких, стихи А. Ахматовой, В. Высоцкого, посвященные проблеме наркомании, отрывок из рассказа М. Булгакова «Морфий».

5. Вниманию аудитории может быть представлена книжная выставка «Береги здоровье смолоду», с разделами:

- «Азбука здоровья»;

- «Выбери жизнь».

Ведущий. Здоровье – неоценимое богатство в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, как можно дольше сохранять подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшняя встреча не прошла даром и вы многое почерпнули из нее. Не зря говорят: "Здоров будешь – все добудешь". Так будьте все здоровы, до свидания!

Игра «Дышите не дышите».

Задача игроков - надуть по одному воздушному шарику. Кто быстрее справится с заданием, та команда побеждает.

Ведущий: Как хорошо, что есть игры на свете,

В которых радость движения с мячом.

Объединяет нас мяч на планете

И зажигает сердца наши огнем.

После первого задания

Внимательно слушайте

Второе испытание.

Эстафета «Удержи мяч».

Игроки встают попарно. У каждого участника игры - палочка длиной 35-40 см. У одного она в левой руке, а у другого – в правой руке. Каждой паре дается мячик. Удерживая мячик палочками пробежать дистанцию и, не останавливаясь на финише, вернуться на линию старта. Какая команда сумеет это быстрее та команда победит. Если мячик упал, его надо поднять и продолжать бег, потом передать другой пар и т. д.

Эстафета «Пронеси мяч».

Игроки встают попарно друг против друга. Мяч нужно пронести лбами до определенного места и обратно, потом передать второй паре. И т.д.

Эстафета с луком.

Мишенью будет ведро, а луком огородный лук. Ведро ставится на расстояние двух метров. У финишной прямой раскладываются луковицы, их число равно числу участников команды. По сигналу игроки бросают луковицу в ведро. Команда зарабатывает столько очков, сколько луковиц окажется в ее ведре.

Викторина для команд.

1. Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы?     (нет)

Комментарий: жевательная резинка вычищает только лишь жевательную поверхность зубов, а самые опасные в плане кариеса зоны в промежутках между зубами с помощью жевательной резинки не очистишь! Лучшее средство борьбы с кариесом - зубная щетка.

2. Правда ли бананы поднимают настроение?     (да)

Комментарий: настроение в первую очередь улучшают продукты, содержащие серотанин, который способствует выработке в организме эндорфинов или «гормонов радости». Это шоколад, сыр, мороженое, кофе, бананы, зеленые яблоки, виноград, орехи.

Положительно действуют на настроение напитки, содержащие мяту, душицу, или мелису. Из зелени - салат, укроп, шпинат. Из ягод - черная смородина, клубника.

3.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения? (да)

Комментарий: морковь называют аптекой в миниатюре за редчайший состав витаминов минеральных соединений. Морковь улучшает аппетит, пищеварение и структуру зубов.

Морковь является прекрасным заживляющим средством при язве желудка, и двенадцатиперстной кишки. Ее сок повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Он укрепляет нервную систему и, пожалуй, не знает себе равных для повышения энергии. К тому же этот сок крайне необходим нашим глазам для улучшения зрения.

4.Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)

Комментарий: нет ни одного безвредного наркотика, это как нет бесплатного сыра. В мире проведено огромное количество исследований, направленных на поиски пагубных эффектов даже самых безобидных на первый взгляд наркотических веществ (кстати, алкоголь и никотин тоже к ним относятся). Результат всегда был один: если не сразу, то через некоторое время вредное воздействие проявлялось.

5. Правда ли, что отказаться от курения легко?     (нет)

Комментарий: никогда не поздно начать думать о своем здоровье и прекратить курить. Чем раньше человек бросает курить, тем больше у него шансов не только не заболеть раком легкого и другими заболеваниями, но и вылечиться от них. Важно, чтобы решение бросить курить принял сам курильщик. Без этого ему не помогут ни сочувствующие друзья и родные ни чудодейственные пилюли, ни медики.

 Музыкальная пауза: Песня «Песенка о зарядке». Сл. А. Кронгауза М. Львовского. Муз. М. Старокодомского. Поет Н.П.. Калмыкова припев все вместе.

Жюри подводит итоги, награждение команд.

Ведущий: Врачи посчитали, что для сохранения здоровья человек должен не меньше 10 часов в неделю посвящать физическим упражнениям. Неважно, что это будет: коньки, бег, плавание, велосипедная или лыжная прогулка, поход или обычная ходьба. Важно, чтобы мы дали организму возможность активно работать. Так мальчики 14-15 лет должны делать 28500 шагов в течение суток, а девочки – 23500 шагов.

Ведущий: Для соблюдения здорового образа жизни следует заниматься спортом. И дело не только в том, что физические упражнения делают человека сильнее, выносливее. Это еще и нормальное давление и обмен веществ. Тренированный организм лучше противостоит болезням, инфекциям, перепадам температуры. Физические упражнения закаляют духовно, помогают быть психологически готовым к трудностям и нагрузкам, обрести уверенность в своих силах.

Заканчивается наше состязание.

Желаем вам горы перейти,

Преодолеть все трудные преграды,

Дружить со спортом и скорей расти!

Ведущий: Уважаемые гости! Еще раз мы вас поздравляем с началом занятий. И пусть мир движений подарит вам бодрость, здоровье, счастье повседневного общения с физической культурой и спортом.

«Мода и здоровье»

(калейдоскоп здоровья)     1 ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о моде на пирсинги и татуировки и их влияние на здоровье.

         2 ведущий. Мода – форма проявлений культурной жизни, поскольку они вызываются не силой необходимости, а изменчивой прихотью дня. Психологической основой моды является инстинктивная, слабо зависящая от сознательной воли переменчивость как одно из проявлений стадности.

     1 вед. В обществе широкое распространение, особенно среди молодежи, получило нанесение на тело с использованием техники тату рисунков, выполненных в разном стиле: цветная и простая татуировка.

   2 вед. Еще одним очень модным направлением является пирсинг. Эти веяния все больше захватывают подрастающее поколение, движимое желанием подражать своим кумирам и лидерам.

     1 вед. Поговорим немного об истории возникновения татуировки и пирсинга.

     2 вед. Что такое татуировка? Татуировка – нанесение на тело рисунков накалыванием и втиранием под кожу красящих веществ. История татуировки насчитывает 60 тыс. лет, она наносилась еще в Древнем Египте. Татуировались разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки, племена из Новой Зеландии носили на лицах маскообразные тату-мокко.

     1 вед. Главная территория тату, где традиция древности не прерывались и широко практикуется сегодня - это Полинезия. В основном из Полинезии в 18 в., в качестве «сувенира» моряки привозили в Европу диковинные картинки на собственной коже.

     2 вед. В наше время этот вид самовыражения приобрел массовый характер. Если раньше считалось, что тату - скорее принадлежность людей отбывающих срок, то     сегодня молодые люди используют его в целях украшения своего тела, подчеркивая свою индивидуальность, а также демонстрируя свободу и независимость. Нанести тату несложно, а вот вывести ее из-за аллергической реакции - это уже проблема.

     1 вед. Следует помнить, что, делая татуировку, вы травмируете кожу, поэтому всегда рискуете нанести вред своему здоровью.

   Можно предоставить слово медработнику, если такой возможности нет, рассказывает ведущий

       Дорогие ребята, сегодня я вам расскажу о медицинских противопоказаниях, если кто-то захочет сделать татуировки или пирсинг и можно ли их делать кому-то вообще. Татуировку нельзя делать, если ты болеешь сахарным диабетом, псориазом или экземой; если – ты аллергик; если у тебя плохая свертываемость

крови или твоя кожа склонна к образованию келоидных рубцов. Подростки, страдающие от врожденного порока сердца, должны быть крайне осторожны, если они хотят обзавестись пирсингом или татуировкой. По сообщениям британских врачей, это «украшение» может привести к инфекционному заболеванию сердца. В последние годы было выявлено несколько случаев развития эндокардии у людей после пирсинга или нанесения татуировок. Инфекционный эндокардит возникает, когда бактерии или грибки начинают расти на сердечных клапанах. Если оставить заболевание без лечения, оно может привести к разрушению сердечной мышцы.

       Кроме того, даже если при нанесении татуировки под кожу не попала инфекция, применяемое красящее вещество (особенно красное) может вызвать аллергическую реакцию (покраснение, распухание или зуд кожи) и другие осложнения типа дерматита, вызывает изменения в работе иммунной системы. Чем больше площадь рисунка, тем выше риск развития аллергических болезней, вплоть до бронхиальной астмы. С медицинской точки зрения, особенно опасны татуировки в области скопления сосудов и лимфоузлов: шея, ключицы, подмышечные, паховые и подколенные зоны.

     Рефлексотерапевты говорят, что раздражение активных точек даже микроскопическими частицами краски в течение долгого времени приводит к нарушению работы органов, на кожной проекции которых расположено тату.

     2 вед. Я обращаюсь к присутствующим с вопросом.               Хотели бы вы, сделать себе татуировку?

     1 вед. Возможно, перед тем, как решить - нужно ли нанести на своем теле подобное украшение, стоит подумать не только о своем здоровье, но и о своей карьере и репутации. При поступлении на высокооплачиваемую должность вам могут отказать занять престижное место только по причине видимой нательной живописи, чтобы не бросать тень на имидж предприятия.

   2 вед. Какими только сюрпризами не удивляет нас переменчивая мода. Вы, конечно же, заметили, что на улицах города все чаще стали появляться молодые люди с серьгами, и не только в ушах.

     1 вед. Таким же древним, как татуировка, является искусство пирсинга- прокалывания различных частей тела. Сейчас проколотым языком или пупком, проколотыми носами, губами, бровями, никого не удивишь.

     2 вед. Слово «Пирсинг» произошло от англ. Pierce –прокалывать.

                 В Древнем Египте дочерям фараонов прокалывали пупок и вставляли в него золотые пирсы. Индийские женщины прокалывали крыло носа после замужества. В Эфиопии девушки племени Сурма протыкают нижнюю губу и вставляют туда глиняные круги все большего размера. В Африке, Азии человек калечил свое тело еще и для того, чтобы продемонстрировать силу, богатство и социальное положение.

       1 вед. Возникает вопрос. Не опасно ли проделывать в себе дыры?

Столь модное увлечение пирсингом не так безопасно, как может показаться на первый взгляд. Инфекционные воспаление на месте прокола, кровотечение, незаживающие раны, вырывание сережки и образование больших шрамов и рубцов – довольно частые явления.

       Имеются противопоказания и к пирсингу: при обострении какого-либо хронического заболевания (гастрит, язва желудка, панкреатит, гломерулонефрит, колит, отит, гайморит, ревматизм), наличии системных (красная волчанка, системная склеродермия и др.) и кожных заболеваний (псориаз и т.п.), при повышенной температуре, при плохой свертываемости крови. Кроме болезней крови, такие заболевания, как гепатиты В и С, сахарный диабет также нарушают процесс эпителизации и формирования канала в проколотом месте по причине плохой свертываемости крови, при наличии аллергической реакции на препараты лидокаиновой группы (при проколе с анестезией) или на металлы. Не рекомендуется делать процедуру при эпилепсии и психических расстройствах, так как высока вероятность возникновения припадка. То же относится к людям, перенесшим черепно-мозговые травмы.

С недавних пор Российская стоматологическая ассоциация называет прокалывание в области рта угрозой для здоровья

общества. Среди опасностей, возникающих при ротовом пирсинге, можно назвать риск подавиться украшением, утрату ощущения вкуса или вообще способности чувствовать вкус, продолжительное кровотечение, дробление и разрушение зубов, чрезмерное выделение слюны, ее непроизвольное истечение изо рта, повреждение десен, нарушение речи, затруднение дыхания, пережевывание пищи и глотание.

Прокалывание пупка отрицательно скажется и во время беременности. Случаи, когда у будущей мамы с проколотым в девичестве пупком начинают буквально расходиться ткани передней брюшной стенки, увы, не редкость. Хирурги только разводят руками, как ушивать пупочную грыжу женщине, живот которой увеличивается в размерах?

Металл для украшения, если он подобран неправильно, может нанести вред. Золото в пупке, например, плохо действует на легковозбудимых (им лучше серебро). Серебряные колечки по краю ушной раковины ослабляют больное горло. Серебро на проколотой губе усугубляет дисбактериоз. Правильно подобрать металл можно только с помощью рефлексотерапевта. Кроме того, металл быстро охлаждается, ведь обычно украшения носят не для того, чтобы скрывать под одеждой. И в холодное время года это сослужит недобрую службу. Например, обилие сережек и колечек в ушах может привести к частым ангинам. Осложнения от пирсинга и татуировки происходят чаще, чем кажется. Проколотый пупок заживает очень долго. Самое распространенное осложнение после этой процедуры флебит (воспаление пупочной вены). Прокалывание брови, мастера салонов часто попадают в сосуды, клиент получает отек, гематому. Пирсинг бровей опасен тем, что способен «задеть» нервное сплетение и частично парализовать мышцы лица. Массивное украшение брови постоянно маячит перед глазами и может привести к косоглазию. Пирсинг языка резко снижает защитные свойства слюны и повышает риск заражения стоматитом и герпесом. Английские ученые доказали прямую связь между пирсингом языка и менингитом, инфекция через подъязычную артерию проникает прямо в мозг. Причем повышенный риск заболевания сохраняется спустя годы после процедуры, украшение в языке постоянно травмирует ткани, образуются мелкие ранки- ворота для инфекции.

       1 вед. И снова я обращаюсь к присутствующим с тем же вопросом: Хотели бы вы, сделать себе пирсинг?

     2 вед. Мода – это образ жизни в настоящий исторический момент. Она касается каждого человека и всех сторон его жизни – от формы каблука до литературы, от аромата духов до архитектуры. Но надо не забывать, что не всё, что модно - полезно для здоровья. Некоторые увлечения, продиктованные модой, могут быть вредны и даже опасны для жизни.

     1 вед. Здоровье – одна из величайших человеческих ценностей. Чтобы не упустить своего здоровья из-за различных болезней и недугов, нужно усвоить несколько важных правил.

       1. С самых ранних лет понять, что здоровье человека - в его собственных руках.

       2. Ни в коем случае не допускайте появление избыточного веса.

       3. Будьте активными! Движение – это основа жизни.

       4. Занимайтесь закаливанием.

       5. Исключите любые вредные привычки, и те, о которых мы сегодня говорили.

       2 вед. До свидания, до новых встреч.

Игра «Кто больше?»

- Назовите виды эмоций. ( Радость, восторг, восхищение, грусть, печаль, страх, удивление, потрясение, горе, испуг, ярость…)

Научитесь управлять своими чувствами и эмоциями. Старайтесь в трудные минуты сохранить хорошее настроение, уверенность в себе, боритесь с унынием, избегайте мрачных мыслей. И тогда хмурый день покажется светлей.

       Исполнение песни «Улыбка»

Ведущий 2: Вот и на нашем дереве выросли плоды: наши решения в пользу здоровья.

-Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?
- Закончите предложение: Здоровый образ жизни – это… (чтение, принятых решений на «Дереве решений»)

 Ведущий 1: (Вывод) Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю и характер человека.

-Что нового и интересного вы узнали сегодня? Чему учились?

Ведущий 2: Здоровье – бесценное достояние человека.

Ведущий 1: При встречах и расставаниях с близкими людьми мы желаем им доброго здоровья, так как это- основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, о том, как не навредить своему организму.

Ведущий 2: Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их. (Древнее китайское изречение). Покажите, с каким настроением вы покидаете нашу встречу!

Заключение В заключение хотелось бы отметить, что в библиотеках уже наработана целая система форм и методов пропаганды здорового образа жизни и профилактики асоциальных явлений в обществе. Очень важно в этой работе, указывая на отрицательные последствия вредных привычек (наркомания, курение, алкоголизм), показывать преимущества здорового образа жизни. При этом необходимо связывать негативное влияние вредных привычек не только на здоровье, но и на будущее социальнопсихологическое благополучие, возможность получения хорошего образования, профессии, создания семьи — ценности, которые важны для молодого человека.

Нам есть над чем работать, поле нашей деятельности огромно, а главная цель нашей работы — формирование у молодёжи убеждения в престижности здорового поведения и воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Список использованной литературы: