Исследовательский проект "Деревня, гдя я живу" филиала "Букчанская сельская библиотека"
Срок реализации: 2024/2025 гг.
Введение: Родина, дом, семья, мать, отец – для каждого человека нет слов ближе и дороже, нет роднее слов, которые бы в полной мере могли передать состояние души человека, когда он их слышит. Чувства переполняют, комок подкатывает к горлу, слёзы наворачиваются на глаза…
Только с годами, когда голову начинает «убелять» седина, человек начинает понимать и ценить значимость слов «родина», «отечество», «отчий дом». Только с годами начинает осознавать все те слова, которые в детстве говорили отец и мать, когда пытались обратить внимание подрастающих детей на всё вокруг, на свой дом, на жизнь человека. Проходит время, и человек начинает на себе чувствовать всё то, что когда-то было далёким, неосознанным, не про него сказанным.
Очень хорошо, что в последнее время растет интерес к истории своих предков. Ведь каждый житель своей страны должен знать не только историю своего народа и государства, но и историю своей малой родины, того места, где родился и вырос. С истоков начинается любовь к своей стране. Если ты знаешь и любишь свой край, помнишь историю своих предков – ты никогда не предашь свою Родину. Народу, знающему свои «корни», легче преодолевать трудности: этот «корневой» стержень не даст сломаться.
Каждый населенный пункт, будь то город, или небольшой поселок, село, или деревня, имеет свое имя, свою историю. Это имя им дал человек, и в нем, как в старинном волшебном зеркале, если приглядеться, можно увидеть историю. Проходя по улицам своей деревни, мы часто задаемся вопросами: сколько ей лет, почему она так названа, кто первый житель, почему моя улица так называется? Ответы на эти вопросы должны быть и их надо искать, чтобы знать историю места, в котором живем.
Свою исследовательскую работу я хочу посвятить своей малой родине – моей родной деревне Букча. Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живет. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. И знать ее историю нужно каждому!
Новизна проекта: новизна проекта заключается в выработке новых подходов к приобщению детей к истории родного края, обогащение знаний об истории своей деревни
Цель: собрать всевозможные сведения о деревне Букча; донести до нашего подрастающего поколения значимость этой информации
Задачи:
- Провести опрос среди жителей села, чтобы понять, знают ли они что-нибудь о своей малой Родине;
- Узнать, в каком году образовалась д. Букча, почему она так называется;
- Найти информацию по данной теме в библиотеке, в архивах сельского Совета;
- Побеседовать со старейшими жителями деревни и узнать, как жили они и их предки в д. Букча;
- Создать буклет, в котором будет отражена самая важная информация об истории возникновения д. Букча;
- Расширить знания об истории деревни
Предмет исследования: история деревни Букча;
Объект исследования: деревня Букча, жители;
Гипотеза: предположение, что в истории деревни Букча есть много интересного и в ходе исследования у учащихся проявится интерес к изучению истории деревни; пополнятся знания о родном крае и его людях
Тип проекта: поисково-исследовательский
Методы исследования:
- Поиск информации в летописях филиала «Букчанская сельская библиотека»;
- Работа с данными, имеющимися в архиве сельского совета д. Букча;
- Провести опросы и беседы с жителями д. Букча: старожилами, учителями, родителями с целью получения сведений о прошлом деревни, ее названии;
- Проанализировать, что изменилось в облике и жизни села за время его существования;
- Анализ и систематизация имеющегося материала;
Сроки реализации: 2024/2025 гг.
Участники проекта:
- Филиал «Букчанская сельская библиотека»;
- Учащиеся «Букчанской средней школы»;
- Сельский совет д. Букча:
- Жители д. Букча
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
Содержание проекта:
- Проведение поисково-исследовательской работы по сбору материалов о своей деревне, опрос жителей: сторожил, родственников, учителей;
- Систематизация собранных материалов из летописей, архивов, бесед и оформление результата полученной информации в виде презентации «Деревенька моя»;
- Подведение результатов работы: презентация «Деревенька моя», оформление фотоальбома «Вот моя деревня..», фотовыставка «В объективе деревня»; создание презентации «Деревенька моя…», оформление буклета из имеющихся сведений о деревне Букча, проведение праздничного мероприятия «Мая родная вёсачка» и др.
Предполагаемый результат:
- Узнали историю происхождения деревни, ее первое упоминание, с чем связано название деревни;
- Самостоятельно собрали информацию из летописей и архивов, источников Интернет;
- Познакомились с воспоминаниями старожилов, записали самые важные события;
- Доказали, что знания об истории села и его людях стали богаче не только у нас, но и у наших сверстников
Проделав исследовательскую работу, мы попытались ответить на следующие вопросы:
- Почему из деревни уезжает народ?
- Почему многие одноклассники не знают историю деревни?
- За что можно любить свой край?
- Поняли, что мы смогли собрать информацию о своей деревне и, поделиться ею со сверстниками
Продукт реализации проекта:
- Презентация «Деревенька моя»
- Оформление тематических папок под серией «Вот моя деревня..»
- Фотовыставка «В объективе деревня» в рамках проведения Дней деревни
- Оформление буклета из имеющихся сведений о деревне Букча «До чего волнуют душу родные, милые места…»
- Праздничного мероприятия «Мая родная вёсачка»
I этап – Теоретический
№ п/п |
Форма и название мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственный |
1 |
Поиск и сохранение в фонде библиотеки фактографических, библиографических и редких (ценных) сведений, документов и материалов краеведческого характера о д. Букча; Поиск информации в летописях филиала «Букчанская сельская библиотека», с данными, имеющимися в архиве сельского совета д. Букча; |
Январь, 2024 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
2 |
Составление плана культурно-просветительских мероприятий (разработка сценариев) |
Январь-февраль, 2024 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
3 |
Опрос жителей деревни об интересных фактах и истории деревни (беседы, рассказы, воспоминания и др.) |
В течение 2024 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
4 |
Составление краеведческой картотеки «Краеведческая картотека – источник знаний о крае», оформление тематических папок под серией «Вот моя деревня...»
|
В течение 2024-2025 гг. |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
5 |
Организация цикла книжных выставок в течение реализации проекта «С большой любовью к малой Родине!» |
В течение 2024-2025 гг. |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
II этап – Практический |
|||
1 |
Исторический экскурс «История моей деревни» (первое упоминание в источниках, история названия деревни, интересные факты из летописей и архивов, истории из бесед жителей деревни) |
Май, 2024 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
2 |
Экскурсии по улицам деревни Букча; Беседы о названиях улиц, почему они так называются (домашнее задание учащихся) |
Июнь, 2024 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
3 |
Конкурс «В объективе деревня» с оформлением и созданием фотоальбома в социальной группе библиотечного филиала |
Июль-август, 2024 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
4 |
Создание фотоальбома «Вот моя деревня…» (с привлечением учащихся) |
Сентябрь, 2024 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
5 |
Поэтический вечер «Я здесь живу, и край мне этот дорог» |
Сентябрь, 2024 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
6 |
Конкурс рисунков «Люблю тебя, село моё!» |
Октябрь, 2024 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
7 |
Встреча с интересными людьми «Земля, на которой я вырос» |
Декабрь, 2024 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
8 |
Краеведческая викторина «Годов связующая нить» (предстоит ответить на интересные и разнообразные вопросы об истории деревни) |
Январь, 2025 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
9 |
Эколого-краеведческое путешествие «Тропинками родной земли» |
Февраль, 2025 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
10 |
Краеведческие посиделки «Край, который дорог мне» |
Март, 2025 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
11 |
Беседа «Семь чудес родного края» |
Апрель, 2025 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
12 |
Выставка-демонстрация творческих работ земляков «Красоту творим руками» в рамках Дня деревни |
2025 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
13 |
Краеведческий ретро-вечер «Малая Родина в воспоминаниях старожилов» |
Июнь, 2025 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
14 |
Презентация «Деревенька моя» |
Июль, 2025 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
15 |
Праздник «Мая родная вёсачка» |
2025 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
III этап – Результативный |
|||
1 |
Презентация «Деревенька моя…», оформление тематических папок под серией «Вот моя деревня...» |
Сентябрь-декабрь, 2025 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
2 |
Оформление буклета из имеющихся сведений о деревне Букча «До чего волнуют душу родные, милые места…» |
Октябрь, 2025 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
3 |
Составление фото-коллажа по итогам проведённых мероприятий «Штрихи к портрету родного края» |
Ноябрь, 2025 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
4 |
Оформление фотоотчётов в социальную группу библиотеки филиала по итогам проведённых мероприятий |
В течение реализации проекта |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
5 |
Обобщение, систематизация материалов, подготовка фотоотчётов на сайт, формирование картотеки и родном крае |
Декабрь, 2024-2025 |
Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека» |
Реализация данного проекта позволила:
- повысить интерес всех участников краеведческого проекта к истории родного края, ощутить связь времён и поколений;
- создать эффективную совместную работу, направленную на формирование у подрастающего поколения патриотического сознания и гражданских качеств личности, чувства гордости и уважения к своей малой Родине.