Исследовательский проект "Деревня, гдя я живу" филиала "Букчанская сельская библиотека"

Срок реализации: 2024/2025 гг.

Введение: Родина, дом, семья, мать, отец – для каждого человека нет слов ближе и дороже, нет роднее слов, которые бы в полной мере могли передать состояние души человека, когда он их слышит. Чувства переполняют, комок подкатывает к горлу, слёзы наворачиваются на глаза…

Только с годами, когда голову начинает «убелять» седина, человек начинает понимать и ценить значимость слов «родина», «отечество», «отчий дом». Только с годами начинает осознавать все те слова, которые в детстве говорили отец и мать, когда пытались обратить внимание подрастающих детей на всё вокруг, на свой дом, на жизнь человека. Проходит время, и человек начинает на себе чувствовать всё то, что когда-то было далёким, неосознанным, не про него сказанным.

Очень хорошо, что в последнее время растет интерес к истории своих предков. Ведь каждый житель своей страны должен знать не только историю своего народа и государства, но и историю своей малой родины, того места, где родился и вырос. С истоков начинается любовь к своей стране. Если ты знаешь и любишь свой край, помнишь историю своих предков – ты никогда не предашь свою Родину. Народу, знающему свои «корни», легче преодолевать трудности: этот «корневой» стержень не даст сломаться.

Каждый населенный пункт, будь то город, или небольшой поселок, село, или деревня, имеет свое имя, свою историю. Это имя им дал человек, и в нем, как в старинном волшебном зеркале, если приглядеться, можно увидеть историю. Проходя по улицам своей деревни,  мы часто задаемся вопросами: сколько ей лет, почему она так названа, кто первый житель, почему моя улица так называется? Ответы на эти вопросы должны быть и их надо искать, чтобы знать историю места, в котором живем.

Свою исследовательскую работу я хочу посвятить своей малой родине – моей родной деревне Букча. Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живет. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. И знать ее историю нужно каждому!

Новизна проекта: новизна проекта заключается в выработке новых подходов к приобщению детей к истории родного края, обогащение знаний об истории своей деревни

        Цель: собрать всевозможные сведения о деревне Букча; донести до нашего подрастающего поколения значимость этой информации

Задачи:

  • Провести опрос среди жителей села, чтобы понять, знают ли они что-нибудь о своей малой Родине;
  • Узнать, в каком году образовалась д. Букча, почему она так называется;
  • Найти информацию по данной теме в библиотеке, в архивах сельского Совета;
  • Побеседовать со старейшими жителями деревни и узнать, как жили они и их предки в д. Букча;
  • Создать буклет, в котором будет отражена самая важная информация об истории возникновения д. Букча;
  • Расширить знания об истории деревни

Предмет исследования: история деревни Букча;

Объект исследования: деревня Букча, жители;

Гипотеза: предположение, что в истории деревни Букча есть много интересного и в ходе исследования у учащихся проявится интерес к изучению истории деревни; пополнятся знания о родном крае и его людях

Тип проекта: поисково-исследовательский

Методы исследования:

  • Поиск информации в летописях филиала «Букчанская сельская библиотека»;
  • Работа с данными, имеющимися в архиве сельского совета д. Букча;
  • Провести опросы и беседы с жителями д. Букча: старожилами, учителями, родителями с целью получения сведений о прошлом деревни, ее названии;
  • Проанализировать, что изменилось в облике и жизни села за время его существования;
  • Анализ и систематизация имеющегося материала;

Сроки реализации: 2024/2025 гг.

Участники проекта:

  • Филиал «Букчанская сельская библиотека»;
  • Учащиеся «Букчанской средней школы»;
  • Сельский совет д. Букча:
  • Жители д. Букча

Этапы проекта:

  • Подготовительный
  • Основной
  • Заключительный

 

Содержание проекта:

  • Проведение поисково-исследовательской работы по сбору материалов о своей деревне, опрос жителей: сторожил, родственников, учителей;
  • Систематизация собранных материалов из летописей, архивов, бесед и оформление результата полученной информации в виде презентации «Деревенька моя»;
  • Подведение результатов работы: презентация «Деревенька моя», оформление фотоальбома «Вот моя деревня..», фотовыставка «В объективе деревня»; создание презентации «Деревенька моя…», оформление буклета из имеющихся сведений о деревне Букча, проведение праздничного мероприятия «Мая родная вёсачка» и др.

Предполагаемый результат:

  • Узнали историю происхождения деревни, ее первое упоминание, с чем связано название деревни;
  • Самостоятельно собрали информацию из летописей и архивов, источников Интернет;
  • Познакомились с воспоминаниями старожилов, записали самые важные события;
  • Доказали, что знания об истории села и его людях стали богаче не только у нас, но и у наших сверстников

Проделав исследовательскую работу, мы попытались ответить на следующие вопросы:

  • Почему из деревни уезжает народ?
  • Почему многие одноклассники не знают историю деревни?
  • За что можно любить свой край?
  • Поняли, что мы смогли собрать информацию о своей деревне и, поделиться ею со сверстниками

Продукт реализации проекта:

  • Презентация «Деревенька моя»
  • Оформление тематических папок под серией «Вот моя деревня..»
  • Фотовыставка «В объективе деревня» в рамках проведения Дней деревни
  • Оформление буклета из имеющихся сведений о деревне Букча «До чего волнуют душу родные, милые места…»
  • Праздничного мероприятия «Мая родная вёсачка»

I этап – Теоретический

№ п/п

Форма и название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1

Поиск и сохранение в фонде библиотеки фактографических,

библиографических и редких (ценных) сведений, документов и материалов краеведческого характера о д. Букча; Поиск информации в летописях филиала «Букчанская сельская библиотека», с данными, имеющимися в архиве сельского совета д. Букча;

Январь, 2024

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

2

Составление плана культурно-просветительских мероприятий (разработка сценариев)

Январь-февраль, 2024

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

3

Опрос жителей деревни об интересных фактах и истории деревни (беседы, рассказы, воспоминания и др.)

В течение 2024

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

4

Составление краеведческой картотеки «Краеведческая картотека – источник знаний о крае», оформление тематических папок под серией «Вот моя деревня...»

 

В течение 2024-2025 гг.

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

5

Организация цикла книжных выставок в течение реализации проекта «С большой любовью к малой Родине!»

В течение 2024-2025 гг.

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

II этап – Практический

1

Исторический экскурс «История моей деревни» (первое упоминание в источниках, история названия деревни, интересные факты из летописей и архивов, истории из бесед жителей деревни)

Май, 2024

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

2

Экскурсии по улицам деревни Букча; Беседы о названиях улиц, почему они так называются (домашнее задание учащихся)

Июнь, 2024

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

3

Конкурс «В объективе деревня» с оформлением и созданием фотоальбома в социальной группе библиотечного филиала

Июль-август, 2024

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

4

Создание фотоальбома «Вот моя деревня…» (с привлечением учащихся)

Сентябрь, 2024

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

5

Поэтический вечер «Я здесь живу, и край мне этот дорог» 

Сентябрь, 2024

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

6

Конкурс рисунков «Люблю тебя, село моё!»

Октябрь, 2024

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

7

Встреча с интересными людьми «Земля, на которой я вырос»

Декабрь, 2024

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

8

Краеведческая викторина «Годов связующая нить» (предстоит ответить на интересные и разнообразные вопросы об истории деревни)

Январь, 2025

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

9

Эколого-краеведческое путешествие «Тропинками родной земли»

Февраль, 2025

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

10

Краеведческие посиделки «Край, который дорог мне»

Март, 2025

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

11

Беседа «Семь чудес родного края»

Апрель, 2025

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

12

Выставка-демонстрация творческих работ земляков «Красоту творим руками» в рамках Дня деревни

2025

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

13

Краеведческий ретро-вечер «Малая Родина в воспоминаниях старожилов»

Июнь, 2025

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

14

Презентация «Деревенька моя»

Июль, 2025

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

15

Праздник «Мая родная вёсачка»

2025

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

III этап – Результативный

1

Презентация «Деревенька моя…», оформление тематических папок под серией «Вот моя деревня...»

Сентябрь-декабрь, 2025

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

2

Оформление буклета из имеющихся сведений о деревне Букча «До чего волнуют душу родные, милые места…»

Октябрь, 2025

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

3

Составление фото-коллажа по итогам проведённых мероприятий «Штрихи к портрету родного края»

Ноябрь, 2025

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

4

Оформление фотоотчётов в социальную группу библиотеки филиала по итогам проведённых мероприятий

В течение реализации проекта

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

5

Обобщение, систематизация материалов, подготовка фотоотчётов на сайт, формирование картотеки и родном крае

Декабрь, 2024-2025

Сущик Е.В., библиотекарь филиала «Букчанская сельская библиотека»

 

Реализация данного проекта позволила:

  • повысить интерес всех участников краеведческого проекта к истории родного края, ощутить связь времён и поколений;
  • создать эффективную совместную работу, направленную на формирование у подрастающего поколения патриотического сознания и гражданских качеств личности,  чувства гордости и уважения к своей малой Родине.