Содержание
Введение……………………………………..................................................................................................…2
Краеведческая картотека…………….....................................................................................……..….2
Методика подготовки Летописи села …................................................................................…..4
Оформление и ведение тематических папок по краеведению………………………….…6
Библиотечный туризм…………………...........................................................................................……7
Экскурсионное обслуживание……………....................................................................................…8
Формы и названия мероприятий по краеведению …………………………………………......11
Заключение……………….……….............................................................................................……………15
Список используемой литературы………….................................................................................16
Введение
Краеведческое направление остается основным и приоритетным направлением библиотек Лельчицкого района. Каждая библиотека должна стремиться к тому, чтобы сберечь как можно больше информации о своем родном крае, своей местности, а затем донести и передать своим читателям. С этой целью библиотека осуществляет краеведческую библиографическую деятельность, которая включает организацию и ведение краеведческого справочно-библиографического аппарата, подготовку краеведческих библиографических пособий, краеведческое библиографическое обслуживание.
Краеведческая картотека
Краеведческая картотека – основное звено краеведческого справочно-библиографического аппарата. Она содержит наиболее полные сведения о литературе и иных материалах, относящихся к местности, которая для данной библиотеки определена термином «край».
Источником пополнения картотек являются: местные, областные, республиканские газеты, журналы, книги местных авторов, справочники, энциклопедии и другие издания. Наиболее регулярно и полно в районных библиотеках расписывается районная газета, так как она всесторонне освещает жизнь района. Из республиканской и центральной периодики отбираются для картотеки все материалы, относящиеся к району – его селам. Улицам, хозяйствам, людям, культурным объектам, природе и т. п. Отобранные в краеведческую картотеку документы должны содержать сведения о явлениях и событиях, имеющих важное значение для общественной, экономической и культурной жизни района, конкретные фактические или статистические данные обобщающего характера.
Обязательно должны быть разделители сначала «Наша область», «Наш район», «Наша деревня». Дополнительно можно внести и свои рубрики. Желательно в каждом разделе сначала выделять книги, а потом материалы периодических изданий.
КК обеспечивает выполнение краеведческих справок (устных и письменных), помогает информационной работе по краеведению, служит базой для библиографических пособий.
В отличие от обычных картотек в ней отражаются не только книги, но и статьи из сборников, журналов, газет, других периодических и продолжающихся изданий, различные мелкие материалы (листовки, плакаты, вырезки из источников), неопубликованные и рукописные работы, картографические и нотные издания, грампластинки, слайды, микрофильмы, фотокопии и иные материалы.
Расположение картотек в картотеке обратнохронологическое, за исключением персональных рубрик (например, посвященных жизни и творчеству писателей и поэтов).
Учитывая небольшой объем картотеки в библиотеке, законодательные материалы (указы, постановления, распоряжения центральных и местных органов власти, в т. ч. и персональные) ставятся впереди всего массива за соответствующим разделителем. Книги и статьи из книг в алфавите авторов и заглавий) и статьи из периодических изданий (в обратной хронологии и в алфавите авторов и названий внутри года) в каждом разделе отделяются друг от друга глухими разделителями чтобы более существенный материал не утонул в основной массе публикаций из периодических изданий).
В теме «Органы государственной власти и управления» следует представлять материалы и документы о работе местных органов власти. Важным разделом является социально-экономическое развитие района\села. Для раскрытия темы требуется с возможной полнотой включать статистические материалы, сведения об отдельных предприятиях.
Ежегодно в соответствии с юбилейными и знаменательными датами района вливаются новые разделители, например, «… лет освобождения района» и другие даты.
Для КК сельской библиотеки предлагается персональные рубрики выделять внутри некоторых отделов, но возможно и выделение специального раздела «Персоналия». В нем собираются сведения о людях, которые связаны с краем опосредованно, например: уроженцы, люди, некоторое время работавшие или проживающие в этой местности и прославившиеся за ее пределами, представители местных органов власти, лидеры объединений. Например, иметь 2 части: «Местные органы власти», «Известные земляки края» и др. где прописываем Ф.И.О. личности, должность, структура. В картотеку можно включить фактографический материал о ветеранах, пенсионерах, учителях и т.д.
В большинстве разделов КК обратнохронологическое расположение материалов, что дает возможность читателю ознакомиться в первую очередь с новой литературой. Однако в ряде разделов возможно и иное расположение, например, в разделе «История» - в хронологии исторических событий, в разделе «Известные люди села (Персоналия)» - в алфавите фамилий деятелей. Одним из важных условий качества КК является постоянное и последовательное ее пополнение с соблюдением принятых ранее решений (для избегания ненужного дублирования, пропусков источников, несоблюдения установленных взаимосвязей с каталогами библиотеки и внутри самой КК и др.). для этой цели служат: паспорт картотеки, схема КК.
Вам также необходимо отредактировать, а если у кого нет завести картотеку действующих и утерянных названий населенных пунктов, рек, лесных урочищ, болот под названием «Назвы зямлі Лельчыцкай”. Необходимо знать основные природные объекты своего края: реки, озера, лесные массивы. Не забывать и про картотеку диалектов «Прыказкі, прымаўкі, эпіграммы і тосты», которые касаются данной местности.
Методика подготовки Летописи села
Летопись деревни должна быть изложена литературным языком, должны быть подкреплены сведения об их источнике и иметь оригинальное оформление (красочность, эстетичность, использование графических изображений).
Летопись заполняется в книгах единого образца и состоит из двух основных частей:
- История населенного пункта.
- Во второй фиксируются современные события из жизни населенного пункта.
При полном заполнении предыдущей книги летописи работа продолжается в следующей. В этом случае на титульном листе летописи под названием населенного пункта указывается ее номер (книга 1, книга 2, книга 3 и т. д.).
Летопись заполняется черными чернилами, ровным красивым почерком, буквами средней величины с использованием различного трафарета. В тексте не должно быть исправлений, зачеркиваний. Записи ведутся с двух сторон листа.
Страницы проставляются в верхнем внешнем углу. Сноски даются внизу листа более мелким почерком и отделяются короткой линией от основного текста. Сноски обозначаются звездочками.
На титульном листе книги помещаются сведения о современном названии населенного пункта с указанием района и области, времени начала летописи населенного пункта.
На обороте титульного листа размещаются следующие сведения: фамилия, имя, отчество, должность ответственного за ведение книги, период, в течение которого летописец вел записи.
Хроника каждого года должна начинаться с новой страницы. В центре строки на первой линии трафарета красными чернилами проставляется цифровое обозначение года. Дата событий также выделяется красными чернилами.
В летописи регулярно фиксируются сведения об общественно значимых, неординарных, политических, экономических, культурно-бытовых событиях данного села:
- статистика рождений, браков, разводов и смертей;
- общее количество населения села, количество школьников, призывников, пенсионеров, другая статистическая информация;
- различная информация по экономике, культуре, инфраструктуре поселения;
- сведения об учреждениях и организациях, расположенных на территории села, значимые вехи и достижения в их деятельности, ФИО руководителей с начала деятельности учреждений и организаций и по настоящее время;
- трудовые, боевые, учебные и иные общественно значимые достижения жителей села или других лиц, имеющих отношение к сельскому поселению;
- решения сельской и вышестоящих администраций и органов, касающихся жизнедеятельности села;
- публикации в средствах массовой информации по вопросам, связанным с историей и современным положением сельского поселения;
- важнейшие события в жизни сельской школы;
- информация о событиях и празднованиях, отмечаемых в селе, природных особенностях и явлениях на его территории;
- сведения о трудовых занятиях, народных промыслах, увлечениях и интересах жителей села;
- хозяйственная деятельность физических лиц и организаций на территории села;
- другие события, факты, цифры и даты, имеющие общественную значимость для данной местности.
Записи ведутся в порядке хронологии. В начале – события с известными датами, в конце месяца – с неизвестными. Если не известен месяц – событие записывается в конце года. После этого перечисляются приказы, постановления местной администрации. Далее – краткий статистический обзор (опираясь на данные органов власти, предприятий, учреждений, организаций и т. д.). недопустима личностная оценка событий.
Строго обязателен принцип ссылки на точный источник информации – устный, письменный или электронный. Источники информации могут быть официальными и неофициальными, письменными и устными, фото- видео- и аудиозаписями. Современный летописец, будучи ответственен перед людьми, которых он затрагивает исследованием, несет ответственность и за репутацию исторической науки. Также он должен тщательно рассматривать социальное значение той информации. Которую распространяет, и обеспечивать ее правильное понимание.
Одновременно с бумажным вариантом летописи, по возможности, ведется ее электронная версия. Она должна полностью дублировать бумажный текст. При этом условии электронная версия является полноправной авторской копией летописи. В случае утраты бумажного варианта она должна быть восстановлена на основе ее электронной копии.
Оформление и ведение тематических папок по краеведению
В связи с тем, что газеты, журналы, хранятся в библиотеке как можно дольше, но не всегда, наиболее важные и интересные статьи вырезаются и оформляются в тематические папки газетных вырезок. В тематические папки также можно помещать ксерокопии статей, вырезки из новых газет, если есть два экземпляра, краеведческий материал, какие-то факты, написанные от руки и т.д. значение тематических папок, особенно возрастает в тех библиотеках, где мало краеведческой литературы. Правильное оформление газетного материала обеспечивает оперативность его разыскивания и использования. Весь материал, который находится в папках, обязательно описывается на карточках для краеведческой картотеки и на ней делаются ссылки к этой тематической папке, где он находится.
Папки постоянно пополняются новыми материалами. Более новые располагаются сверху. На обложке папки слева должен располагаться лист, где идет перечень всех материалов, находящихся в папке и их описание. Каждая страница в папке должна быть пронумерована.
Тема для папки должна быть актуальная и интересная о городах и деревнях, об известных людях края (она может быть посвящена одному человеку: деятелям культуры и искусства, спортсменам, ученым или общей направленности, например, «нашы славутыя землякі»), «Мы ў газеце – газета пра нас», летопись края, летопись библиотеки, памятные места, фольклор, Афганская война. Должны быть папки, посвященные Великой Отечественной войне, это могут быть и воспоминания ветеранов ВОВ.
Некоторые помещают в папку только газетные вырезки, а не оформляют их как следует. Так делать нельзя.
В начале папки должен быть библиографический список источников (откуда взят материал).
Библиотечный туризм
Библиотечный туризм — это необычно, интересно и доступно. Но тема не так нова, как кажется. Ещё на заре ХХ века библиотековеды говорили о развитии местных (краеведческих) отделов, изучении истории и быта инородцев (Н. А. Рубакин), использовании экскурсий на природу, промышленные объекты, в исторические места, создании музейных экспозиций (Л. Б. Хавкина). Туристическая деятельность библиотек многообразна.
Спектр перспективных направлений краеведческого туризма в работе библиотек может быть представлен как:
- «Библиотечное пространство как привлекательный объект туризма» (презентации творчества местных художников, экскурсии по выставкам работ местных художников и народных умельцев и др.);
- Экологический туризм;
- Исторический туризм;
- Литературный туризм;
- Спортивный туризм и др. Можно отправиться по следам любимого литературного героя, устроить паломничество к посвящённому ему памятнику. Ведь любая Книга приглашает нас в путешествие по своей Вселенной, в Мир Автора и его читателей. Для этого путешествия не нужно ехать за тридевять земель: достаточно найти ближайшую Галактику в лице библиотеки, где собрано множество книжных созвездий. Одной из форм туристско-краеведческой деятельности являются массовые мероприятия, способствующие формированию знаний по истории, природе родного города, своих земляках, а для молодёжи — в профессиональной ориентации, социальной адаптации, разумном использовании свободного времени. Можно привести множество примеров электронных викторин, onlain-викторин «Знатоки города», мультимедийных видео-путешествий, размещённых на сайтах библиотек «Читаем и путешествуем». В библиотечную практику прочно вошли интерактивные формы работы: игры «Находчивый путешественник», краеведческие интеллект-игры «Где эта улица, где этот дом?», экологические игры «Ты турист, да я турист, вместе мы туристы», туристские викторины, круизы, исторические путешествия. Популярны электронные альбомы «Родные милые места» (музыкальное путешествие), музыкальные фотоальбомы, электронные альбомы «Летописи населенных мест в фотодокументах» с фотоматериалом из периодических изданий, медиа-истории создания архитектурных памятников города, выставки-экспозиции «Вещи с историей» и др. Одной из популярных форм является выставка-путешествие, как правило, с атрибутикой географических объектов или культурных брендов территории в рамках представленных маршрутов. Проводятся мастер-классы по скрап-букингу (созданию тревел-бука или тревел-блокнота). Как правило, путешественники, возвращаясь из поездок, привозят различные рекламные проспекты, программки от посещений экскурсий, театров, открытки с автографами и другую продукцию, которая ещё длительное время будет способствовать сохранению информации о путешествии. Создание тревел-бука помогает систематизировать и сохранить всё самое интересное и важное на длительное время. Замечательная идея выставки-макета «Литературный регион», где архитектурные объекты и названия улиц показали книги. Макет «Литературного региона» располагался на берегу реки (В. Шишков «Угрюм река»), украшением которой стал дом на набережной (Ю. Трифонов «Дом на набережной») и т. д. Ключевым объектом выставки-макета стало здание библиотеки. Таким образом, сохраняя культурное наследие и традиции, используя инновационные формы подачи краеведческого материала, библиотеки вносят свой вкладв приобщение населения к истории родного края. Проникая во все сферы нашей жизни, туризм меняет представление не только об окружающем мире, но и способствует партнёрству и сотрудничеству библиотек со всеми заинтересованными структурами. От нас, библиотечных специалистов, от наших компетенций, желания меняться, узнавать и внедрять в библиотечную практику все новое, зависит востребованность и качество библиотечного сервиса, интерес пользователей к новым культурным услугам в библиотеке.
Экскурсионное обслуживание
В последнее десятилетие общедоступные библиотеки активно встраиваются в развивающуюся туристическую инфраструктуру своих регионов, реализуя себя в информационном обеспечении краеведческого туризма, а также в самостоятельном проведении краеведческих экскурсий. Многие отечественные публичные библиотеки рассматривают в качестве приоритета именно информационное сопровождение туристической деятельности, что в большей степени соответствует традиционным представлениям о назначении библиотек. Туристские предприятия испытывают необходимость в оперативном получении разносторонней объективной информации об объектах культурного туризма, необходимой для разработки маршрутов, о событиях туристской жизни, о новинках специальной литературы. Для подтверждения социальной значимости библиотек БС, спроса населения на новые социокультурные услуги, расширения круга пользователей и партнёров необходимо использовать успешный опыт коллег в сфере краеведческого туризма как стимул дальнейшего развития краеведческо-экскурсионной деятельности. Организация такой библиотечной деятельности предполагает разработку и проведение обзорных (многоплановых) и тематических экскурсий. Экскурсия (от лат. excursio — поездка) коллективное посещение достопримечательных мест, музеев, и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Методика проведения экскурсии — это умение показать достопримечательности, знаковые места, памятники истории и культуры, умение рассказать о них и связанных с ними событиях. В обзорных экскурсиях даётся комплексная характеристика населенного пункта: природа, история, население и культура, хозяйственные достижения, выдающиеся земляки и др. с показом памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д. Тематические могут быть посвящены военно-историческим событиям, этнографии, литературе, культовым сооружениям, природе, экологии и др. 17 Наибольший интерес представляют историко-краеведческие экскурсии, например, «Из истории Лельчицкого района», «Маршруты памяти» (историческая), «Гомельщина в годы Великой Отечественной войны (историческая), «Памятники природы Гомельщины» (экологическая) и др. К ним можно разработать тексты и буклеты с картами экскурсионных маршрутов. Интересен опыт библиотек, которые используют интерактивные формы. Например, игра ВИП–ГИД. Участникам игры предлагается попробовать себя в качестве гида-экскурсовода. В его задачу входит разработка своего маршрута для важного гостя. Маршруты пользователей могут быть оформлены в виде путеводителей, буклетов, слайдов, видеопрезентаций и т.п. Эти работы могут составить краеведческую коллекцию. Экскурсии могут быть дополнены проведением встреч с известными земляками, старожилами, активной популяризацией ресурсов библиотеки. По форме проведения выделяют: - виртуальные экскурсии — это воображаемые посещения объектовс использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий; - реальные — традиционныеэкскурсии с читателями и библиотекарем-экскурсоводом (в помещении библиотеки); - интерактивные экскурсии со сказочными героями и кукольным театром (в помещении библиотеки); - краеведческие экскурсии с библиотекарем–экскурсоводом вне стен библиотеки (улицы города, деревни). Например, библиотечными специалистами ГБУКРХ «Хакасская республиканская детская библиотека» была разработана «Экскурсионная азбука Хакассии», которая представляет собой электронные экскурсии по данному региону, размещенные на сайте библиотеки. А специалистами Тамбовской областной детской библиотеки была разработана уникальная экскурсия, мобильный гид «Пешком в историю. Прогулка по Набережной». Библиотеки создают электронные игры-экскурсии, туристические паспорта экскурсионных маршрутов, пользуются такой формой как аудиогид и др. Важным звеном в работе библиотек по культурному туризму является семья, особенно тех структурных подразделений БС, которые специализируются на семейном чтении. Поскольку в настоящее время не каждая семья имеет материальную возможность в свободное время путешествовать с детьми по историческим местам республики, на помощь приходит библиотека с предложением виртуальных экскурсий. Алгоритм подготовки виртуальной экскурсии 1. Определение цели и задач экскурсии. 2. Выбор темы. 3. Отбор литературы и составление библиографии. 4. Определение источников экскурсионного материала. 18 5. Отбор и изучение экскурсионных объектов. 6. Сканирование фотографий или других иллюстраций, необходимых для представления проекта. 7. Составление маршрута экскурсии на основе видеоряда. 8. Подготовка текста экскурсии. 9. Определение техники ведения виртуальной экскурсии. 10. Показ экскурсии. Развитие в библиотеках экскурсионной работы формирует привлекательность библиотеки для жителей, раскрывает содержание и смысл деятельности библиотеки, показывая неисчерпаемые возможности книжного богатства, служит средством формирования информационной культуры, удовлетворению интеллектуальных потребностей экскурсантов пользователей, способствует продвижению книги и чтения, привлечению в библиотеки новых читателей. Освоение библиотеками краеведческого туризма сопряжено с необходимостью дальнейшей разработки информационных краеведческих материалов, включающих тексты туристических экскурсий, сценарии маршрутов, листовки, памятки, буклеты, электронные издания, видеоматериалы и др.
Формы и названия мероприятий по краеведению
Беседа-диалог «Путешествие по улицам города, или Что в имени тебе моем»
Выставка-презентация «Село мое прекрасное на берегу реки»
Краеведческие посиделки «Родной земли многоголосье» (встреча
с людьми творческих профессий)
Музыкально-поэтический вечер «И в песнях, и в стихах поэтов, пусть расцветает край родной»
Выставка-фоторепортаж «С Днем рождения, любимый поселок»
Ретро-путешествие по старым улицам города «Прогулки по улицам»
Экскурсия по памятным и историческим местам Лельчиц «Город можно как книгу читать»
Краеведческий вечер-познание «Г. п. Лельчицы: имена, события, факты»
«Фронтовой блокнот» «Они знают цену своей жизни: ветераны ХХ века – наши земляки»
Вечер-путешествие в историю родного края «Мой край родной – моя история живая»
Урок краелюбия «Что может быть милей бесценного родного края!»
Литературно-краеведческий час «Дыханье Родины храним»: Лельчицы»
Краеведческий вечер ко Дню города «Ты всех краев дороже мне…»
Вечер доброго общения «Мне по сердцу маленькая Родина, мне по сердцу мой любимый край»
«Краеведческий калейдоскоп» «Родного края разноцветье»
Час краеведческих знаний «Земля, что дарит вдохновенье»
День литературного краеведения «Край в творчестве писателей»
Краеведческий урок-вернисаж «Таланты родного края»
«Краеведческие посиделки» «Щедра талантами родная сторона»
Краеведческий урок-знакомство «Этот тихий край мне мил и дорог»
Цикл бесед для юношества «Молодежи о писателях края»
Краеведческий вечер славы и признания «Земляки известные
и неизвестные», «Люди, прославившие наш край», «Чтоб жили в памяти герои-земляки»
Краеведческий вечер женской поэзии «Есть поэтессы в глубинке с душою родниковой чистоты…»
Беседа «Литературное лицо малой Родины»: обзор творчества писателей и поэтов.
«Краеведческий серпантин» «Мой город – судьбы моей главная
Пристань»
Час виртуального путешествия «В путешествие по родной земле
отправляясь…»
День информации «Новинки издательств нашего региона»
Краеведческий час-поиск «Имя в летописи края»
Краеведческая библиопанорама «Люблю тебя, мой город!»
Краеведческий альманах «Чем и кем славен наш город»
Праздник поэзии «О малой родине стихами…»
Вечер-встреча с местными художниками «За красоту времен грядущих»
Праздник-открытие «Земли моей минувшие года»
Урок-прославление «Славен город делами, славен город людьми: Лельчицы сегодня»
Видео-панорама «Помолчим у истории, бронзою ставшей»: Памятники Лельчиц»
Литературно-музыкальный вечер «Край любимый сердцу снится…»
Цикл краеведческих бесед «Всему начало здесь, в родном краю», «Мой отчий край ни в чем неповторим»
Краеведческая викторина «Мой край отеческий, моя глубинка»
Праздник «Прими, город в подарок! Встречи для вас» (ко Дню города)
Беседа-диалог «Край родной, навек любимый», «Вернись на родину, душа!»
Цикл краеведческих часов «Здесь ты живешь»
Видеосалон «Судьба края в лицах», «Родной земли очарованье»
Краеведческий вечер-посвящение «Любуюсь и горжусь тобой, любимый город!»
Литературно-музыкальный вечер-признание «Родина, услышь еще одно признание в любви: посвящается»
Краеведческая программа «Родники живой памяти»
«Краеведческая завалинка» «Вот она какая, сторона родная!»
Краеведческий ретро-вечер «Малая Родина в воспоминаниях старожилов»
Арт-салон «Дар, предназначенный судьбой»: Творчество местных поэтов, художников, музыкантов.
Краеведческие уроки «Нет милей родного края», «Поэты нашего города», «Город, в котором мы живем», «Утро доброе родному краю»
Краеведческий альманах «Традиции и нравы нашей земли»
«Краеведческая шкатулка» «Неизвестные страницы истории родного края»
Экспедиция-поиск «Альбом памяти»: (Биографии местных ветеранов войны и тружеников тыла)
Краеведческий калейдоскоп «Глубинкою сильна Беларусь», «Гимн родной земле», «Молодые таланты – городу»
День краеведческой библиографии «Здесь Родины моей начало»
Библиотечный урок «Литературно-художественные краеведческие журналы для старшеклассников и молодежи»
Час краеведения «Тебе, мой город, посвящаю…»
Литературно-историческое ревю «Здесь Родины моей начало» (по произведениям местных авторов)
День краеведческого чтения «Большие открытия малого города»
Вечер - литературное путешествие «Земляки на карте города» (об улицах города, названных в честь земляков)
Историко-литературная экспедиция «Война в судьбе моих родных» (письма с фронта, воспоминания ветеранов-земляков), «Край родной – гордость моя»
Литературно-музыкальный вечер «Край родной в стихах и песнях»
Фотовыставки «Родного города черты», «По родному краю с фотоаппаратом», «Разноцветная палитра живой природы» (о цветах, насекомых, животных края)
Выставка-демонстрация творческих работ земляков «Красоту творим руками» (рукоделие, поделки, рисунки, резьба по дереву, плетение, вышивка и т.п.)
Картинная галерея «Художники города – в дар библиотеке»
Выставки-просмотры «Душа и память земли любимой», «Сердцу милый уголок – наш (любимый) городок»
Гурман-вечер любителей поэтического жанра «Поэзия края родного в душе зазвучала вновь…»
Выставка-открытие «Свет малой родины» (экспонаты из музея)
Историко-краеведческая экскурсия «Город мой, ты песня и легенда»
Час размышления «Наш город – нам его беречь»
Краеведческая викторина: «Мой край: настоящее, прошлое, будущее», «Пою мой край – край великих вдохновений», «Поэты родного края», «Тропинками родного края»
Краеведческие чтения «Родной земли многоголосье»
Устный журнал «Расскажу с любовью я о доме…»: Краеведение
Краеведческий урок-путешествие «Прогулки по любимым местам»: История улиц города»
Урок-панорама «Родная улица моя» (с видеофильмом или слайд- презентацией)
Краеведческий час памяти «Помни их имена!»
Выставка-восхищение «Мой край, мои Лельчицы!»
Краеведческий вечер воспоминаний «Наши земляки – наша гордость!»
Краеведческая интеллектуальная игра «Где эта улица, где этот дом?», «Мой городок – душа Беларуси», «Серенада родному краю»
Краеведческая беседа-дайвинг «Легенды и были малой родины»,
«Судьба Беларуси и мой край: Страницы истории», «Моя родина сегодня» (население, занятия земляков, природа, транспорт, промышленность, знатные люди и т.п.), «Из сокровенной памяти старожилов»
Час краеведения «Помни род свой и песню», «Здесь род мой, истоки мои», «В судьбе малой родины – наша судьба», «Я эту землю родиной зову», «Я на этой земле родился»
Вечер поэтической магии «Волшебные места, где я живу душой»
Беседа-информация «Мы этой земли продолжение», «Про мир и дом, где мы живем»
Литературная беседа «Малая родина в событиях и лицах»
Час памяти и мужества «Фронтовые подвиги наших земляков»
Музыкально-поэтический вечер «Земли моей лицо живое» (встреча с местными поэтами)
Тематический вечер «Живи в памяти людской» (посвящен строителям города, известным людям)
Арт-встреча «Чудеса народного искусства»
Краеведческий вечер-репортаж «Хроника рождения города»
Краеведческая викторина «Знаешь ли ты свой город?»
Историко-краеведческая ретро-беседа «Есть город в просторах Беларуси, его зовут…»
Краеведческая беседа-откровение «И края в мире нет дороже, где довелось родиться нам…»
Литературно-краеведческий вечер-встреча (с местными поэтами) «В городе теплых сердец свечи в душах зажглись…»
Вечер творческого общения с интересными людьми города «Я зажег в своем сердце костер…»
Краеведческий вечер-респект «Есть в Беларуси уголок, милый сердцу городок…»: творчество местных авторов»
Час занимательной экологии «Загадки природы родного края»
Краеведческое «рандеву» «Судьбой дарованные встречи»: встречи с местными деятелями культуры.
Я эту землю родиной зову
Волшебные места, где я живу душой…
Земли родной талант и вдохновенье (писатели-земляки)
Услышать зов земли, которой ты частица (экология края)
Тихая родина снова меня позовет
Наш земляк – большой художник слова
Жизнь его песни достойна
Есть чем Лельчицам гордиться
Пешком в историю (памятники города)
Живые навсегда. Лельчане помнят войну
Моей судьбы обычаи и нравы
Литературные прогулки по городу
Лельчицы – любовь моя и гордость
Лельчицы на старых фотографиях
Взгляд на город, в котором мы живем
255-летию – 255 добрых дел
Их судьбы связаны с Лельчицами
Живая старина: история улиц и площадей
Город на уральском перевале
Лельчицы. Годы. Люди
Тебе, наш город, посвящаем…
Имена на все времена, или история в историях о знаменитых
земляках
«Живут со мною рядом земляки»
«Лельчиц родные дали»
«Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу»
«Я в этом селе живу, я это село знаю»
«Край мой, исток мой, судьба моя»
«Люби свой край, уважай свою историю»
В заключение хочется заметить, что и новые, и традиционные формы массовой работы по литературному краеведению станут успешными и востребованными, если к их подготовке и проведению библиотекари подойдут профессионально, творчески. В результате этого будет выполнена основная миссия библиотек — приобщение пользователей к литературному наследию края.
Список используемой литературы
- Збаровская, Н. Традиции и инновации в библиотечном краеведении [Текст] / Наталья Збаровская // Новая библиотека. – 2004. – № 4. – С.26-28.
2. Ильина, И. Здесь Родины моей начало /Текст/ /И. Ильина-//Библиотека. –2001. – №8. – с.48 – 49.
3. Неверова, краеведческой деятельностью библиотек как фактор интеграции информационных ресурсов [Текст] / // Библиотечное дело – XXI век: научно-практический сборник: вып.1. – М., 2006. – С.147-150.
4. Поздеева, – приоритетное направление [Текст] / // Библиотековедение. – 2000. – № 6. – С.83.