Работа библиотеки по гражданско-патриотическому воспитанию

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления личности. Его содержание многогранно, его нельзя определить несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, к Отчизне, к малой Родине, языку, традициям и гордость за свой народ. Любовь к своему дому, к своей семье переходит в любовь к своей родине, к своей стране, к ее истории, её прошлому и настоящему. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Воспитание в личности патриотизма и активной гражданской позиции – одно из основных направлений работы современных культурных учреждений. Существенную роль в этом играют и библиотеки. Используя все свои возможности, они выбирают новейшие формы и методы работы по организации патриотического воспитания подрастающего поколения, привлекая к этой работе специалистов других сфер деятельности.

Большим воспитательным потенциалом обладает библиотека, которая приобщает к родному слову, к чтению, истории и сегодняшней жизни страны. Патриотизм надо воспитывать с детства, когда слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Библиотеки помогают детям раскрыться, сформировать у них понятия патриотизма и любви к Родине.

В воспитании гражданственности и патриотизма хороши все формы библиотечной работы. Доступны ли нашим детям первые чувства гражданственности и патриотизма? Исходя из опыта работы, можно дать утвердительный ответ: ребятам доступно чувство любви к родному населённому пункту, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма. Однако объяснить детям, в современных экономических и политических условиях, почему они должны быть патриотами своей Родины - сложно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность: фильмы, мультфильмы, книги, журналы, компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив. Однако все эти трудности не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, своему городу или деревне, необходимо показать с привлекательной стороны. Нам, взрослым, необходимо помнить, что, если мы серьёзно и качественно не займёмся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить нашу страну. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Необходимо особое внимание уделять гражданско-патриотическому воспитанию с самых малых лет развития ребёнка. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Любовь к Родине начинается с любви к матери, близким людям, своей малой Родине. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, школой, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, её столицей и символами. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному дому, родному городу начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь библиотекарей, педагогов и родителей. У А.С. Макаренко есть прекрасная заповедь «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», которую необходимо использовать при работе библиотекаря с детьми, родителями. Наша задача – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступному ребёнку явлениям общественной жизни. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание взрослых должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного и младшего школьного периода характерны, наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниях. Если у детей такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Патриотизм как явление зарождается вместе с государственностью. Основная задача гражданско-патриотического воспитания – это воспитание гордости за свою землю, любовь к родному языку, уважение обычаев и традиций белорусского народа. Это формирование представлений о мужестве, героизме и подвиге. Это знание и уважение Конституции Республики Беларусь, её герба, флага, гимна.

Гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, её народу, её истокам и корням, выражающееся в чувстве долга и ответственности перед обществом и государством. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. 

Патриотизм (греч. πατριώτης — «соотечественник», πατρίς — «родина», «отечество») — политический принцип и социальное чувство, осоз­нан­ная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку)

Очевидно, что воспитание патриотических чувств – социальная потребность современного общества. Укрепление и поддержка чувства национального достоинства – комплексная работа, включающая в себя духовно-нравственное воспитание, формирование гражданского сознания и национального самосознания, формирование миролюбия, исторического мышления и многое другое.

Деятельность библиотек по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи – явление постоянное, целью которого является развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование активной жизненной позиции гражданина-патриота.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, и что вызывает отклик в его душе. Хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Задачи библиотек по данному направлению:

 утверждение в сознании и чувствах подрастающего поколения патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому своей страны, к ее традициям;

 формирование правовой культуры, навыков оценки политических и правовых событий в обществе и государстве, гражданской позиции, готовности служению своему народу и выполнению конституционного долга;

 воспитание гуманизма, нравственности, социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права;

 развитие и совершенствование системы патриотического воспитания молодых граждан с учётом современных условий и потребностей общества;  

  создание условий для воспитания патриотического сознания через изучение истории родного края и опыта старшего поколения.

Реализация принципов патриотического и гражданского воспитания в библиотеке осуществляется через активное использование исторической, научно-популярной и художественной литературы, а также документально-краеведческих ресурсов при проведении массовых мероприятий, инновационных приёмов работы с подростками. 

Библиотекари занимаются различными видами исследовательской и творческой деятельности, реализуют социально значимые проекты по формированию у детей и подростков чувства патриотизма и любви к Родине. 

В рамках годового планирования по формированию у детей и молодежи гражданско-патриотических чувств в библиотеках проводятся мероприятия, посвященные Дню белорусской письменности, Дню родного языка, Дню Конституции, Дню Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны, Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню народного единства и т.д. 

Гражданско-патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте. Для ребёнка патриотизм проявляется в таких моментах, как потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, желание совершать добрые дела и героические поступки, проявление таких качеств, как сочувствие, сострадание, находчивость, любознательность, привязанность к окружающим.

Эффективны поисковая и исследовательская работа подрастающего поколения по сбору и изучению материалов об истории своего края, создание краеведческого клуба по интересам в библиотеке.

Формы работы с детьми по патриотическому направлению:

 Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны.

 Экскурсии с участием родителей - «Маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендации по доступному ознакомлению ребенка с памятником. «Маршрут выходного дня» - это экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войн.

 Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества. Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми библиотек, при помощи работников которых создан каталог литературы, которая доступна детям определенных возрастов.

 Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах людей.

 Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.

 Встречи с ветеранами труда, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День победы» и другие.

 Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов труда.

Если в детстве ребёнок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

 

Рекомендации по воспитанию маленького патриота для родителей:

 Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

 Обращайте внимание ребенка на красоту родной деревни или посёлка.

 Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

 Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, школы или детсада и т.д.

 Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

 Вместе с ребёнком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

 Расширяйте собственный кругозор.

 Учите ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

 Читайте ему книги о Родине, её героях, о традициях, культуре своего народа.

 Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах

Основой патриотического воспитания является краеведение. Краеведческое направление уделяет особое внимание поиску своих исторических корней, формированию любви к Родине и бережного отношения к природе родного края и традициям предков.

 В этом направлении рекомендуем организовать следующие мероприятия:

- книжные выставки: «Беларусь: станаўленне дзяржаўнасці», «Давай ганарыцца, што мы беларусы», «І вечна будзе Беларусь», «Краіна мая – беларуская зямля!»; 

- уроки гражданственности «Ганаруся табой, Беларусь!», «Рэспубліка Беларусь – дзень сённяшні»;

- краеведческие часы «Больш за ўсё я бацькоўскаму краю адданы», «Мой край родной – частица Беларуси», «Моя гордость – мои земляки», «Это нашей истории строки»;

- акции, посвященные Международному дню родного языка: «Размаўляй са мной па-беларуску», «Перакладзі слова – успомні мову», «Яе мы будзем шанаваць», «Ад слова роднага пачатак», «Да роднай мовы крок зрабі» и др.

Можно провести патриотическую акцию «Вучымся беларускасці ў класікаў». К акции целесообразно подготовить тематическую выставку книг классиков белорусской литературы, подготовить викторину «Радкі, знаёмыя з дзяцінства», во время которой пользователям необходимо отгадать авторов стихотворных строк. Во время блиц-опроса «Литературные имена» - отгадать по портретам белорусских писателей и поэтов. 

Способствовать сохранению исторической памяти, семейных традиций, духовному и творческому развитию юных граждан может проект или конкурс-марафон «Моя семья в истории моей страны». Марафон предусматривает участие детей и родителей в познавательных, исследовательских, творческих конкурсах: «Родословное дерево», «Впиши историю семьи в историю страны», «Корнями я с родной землей», «История великой Победы в судьбе моей семьи», «О войне читаем всей семьёй». Проведение марафона наглядно показывает, что история страны складывается из истории каждой семьи, а судьба семьи вливается в историю края, становится ее неотъемлемой частью.

Бесценным, поистине неисчерпаемым источником для воспитания патриотизма, являются события Великой Отечественной войны. Она позволяет каждому человеку лично соприкоснуться с великим подвигом старших поколений, ведь история Великой Отечественной – это биография их дедов и прадедов, воспоминания о фронтовых дорогах, сражениях, о героизме тружеников тыла.

Рекомендуемые книжные выставки и формы библиотечной работы в этом направлении:

 книжная выставка «Зямля, дзе пачаўся твой лёс» - о республике, области, районе и местный материал;

 книжная выставка «Верны спадарожнiк Беларусi» - народные традиции, обычаи белорусов;

 книжная выставка «Про время, Родину и нас» - идеология белорусского государства, патриотическое воспитание, как найти себя в этой жизни и избежать ошибок;

 выставка-инсталляция книг о войне «Стена памяти», состоящая из двух рубрик «Дневники военных лет» и «Читай и помни»;

 выставка-инсталляция «Книжная мудрость как вечный огонь»;

 выставка документальных фотографий «Суровая правда войны»;

 выставка-память «И тот, кто эту землю спас, остался жить в сердцах у нас»; «А впереди была Победа…»; 

 выставка-хронология «От начала войны – до Победы»;

 исторический монолог «Чем дальше мы уходим от войны»;

 дартс-викторина «Героические маршруты»; 

 круглый стол «Мы помним, помнить миру завещаем»;

  библиокараван по книгам серии «Дети войны» «О войне во имя жизни»; 

 военно-исторический маршрут «Дорогами мужества»

Интерактивная выставка «И память книга оживит» предполагает нестандартную форму проведения мероприятия. Выставка представляет литературу о Великой Отечественной войне различных жанров: проза, публицистика, поэзия; фотозону; предметы быта военного времени. Презентация выставки - это рассказ о книгах, авторах, инсценировки по книгам, чтение стихов, рассказ об экспонатах, трансляция отрывков из фильмов — экранизаций по книгам. Во время мероприятия происходит живое общение между посетителями выставки, обмен мнениями, рассказ о родственниках — участниках войны, памятных событиях.

Примерный план книжной выставки «Плацдармы мужества».

Цель: 

-     воспитание уважения к истории своей страны;

 - формирование представлений о мужестве, долге, чести, ответственности и нравственности;

 -  стимулирование патриотических чувств у подрастающего поколения.

Наибольший эффект будет достигнут, если при подготовке выставки, наряду с печатными изданиями, будут использованы документально-краеведческие ресурсы с воспоминаниями и письмами фронтовиков, уникальные фотографии военных и послевоенных лет.

Разделы:

- Завтра была война;

- Вехи памяти и славы; 

- Земли моей военная судьба

- Этот день мы приближали, как могли.

У выставки можно провести обзор книг писателей военной прозы «Написано войной»; поэтическую перекличку поэтов-фронтовиков «Стихи, пришедшие из боя»; литературный компас-обзор «Выстоял. Сражался. Победил». 

День патриотической книги.

На протяжении дня целесообразно использовать: тематические выставки, вечера, литературные композиции, беседы, обзоры, игровые программы, встречи, читательские конференции, дискуссии.

Можно провести буккросинг военной книги, где читателям на протяжении дня раздаются книги о Великой Отечественной войне с закладками-поздравлениями.

День патриотического кино.

В ходе дня можно провести видеолекторий «Ратная доблесть в наследство молодым», который будет дополнен викториной и конкурсами. Более глубокому осмыслению темы может способствовать сравнение патриотической книги с её киноверсией. Обзор «Тот первый день войны и первый шаг к Победе» желательно сопровождать фрагментами из кинофильмов, снятых по этим произведениям, чтением отрывков из произведений.

8 февраля, в день памяти юного героя-антифашиста рекомендуется провести:  

- информационный час «Наши ровесники в годы войны»; 

- час памяти «Огнем опаленное детство»; 

- урок мужества «Маленькие стойкие мужчины, девочки достойные поэм»; 

- литературно-художественная композиция «Дорога, по которой юность шла…»; 

- урок-размышление «С чего начинается подвиг» и др.

К памятной дате -  Дню памяти воинов-интернационалистов можно организовать книжные выставки «Долг. Честь. Память», «Афганистан: горячие минуты жизни», «Афганская война – живая память», провести час истории «Горячие слёзы Афганистана», вечер-встречу «Время выбрало нас», «В наших судьбах был Афганистан», «Душа по-прежнему болит Афганистаном», урок гражданственности «Если Родина зовет» и т.д. 

Внести чувство патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, чувство гордости за славных защитников Отечества – основная цель мероприятий, которые проходят 23 февраля, в День защитника Отчества. К этой дате рекомендуем провести:

- час мужества «Армия. Родина. Долг»;

- конкурсно-игровая программа «Курс молодого бойца», «Солдатская смекалка»;

- книжная выставка «Отвага, мужество и честь»;

- выставка-просмотр «Книги для настоящих мужчин»;

- актуальный разговор с сотрудниками военного комиссариата «Как стать защитником Отечества?»;

- патриотические чтения «Слава тебе, Солдат»;

- праздник «Это празднует февраль Армии рожденье»;

- дискуссия «Что значит быть патриотом?» 

Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны. Поэтому немаловажно сказать о проблемах правового воспитания детей и подростков. Для всех, кто работает с молодёжью, очень важно, чтоб эта категория пользователей понимала всю серьёзность принимаемых ими решений. 

Высокий уровень правосознания – непременное условие для полноценной жизни современного гражданского общества. Поэтому воспитание правовой культуры – необходимый фактор работы библиотек для социализации личности. 

Чтобы повысить правовую культуру молодежи, в библиотеке оформляются информационные стенды и уголки. В их содержание необходимо включать сведения об участковом инспекторе по делам несовершеннолетних территориального органа внутренних дел с его фотографией; информацию об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также за их потребление; информацию об экстренных службах, телефонах доверия.

Современные инновационные формы работы библиотек должны способствовать более эффективному распространению правовых знаний в подростковой среде. С учетом специфики детской и подростковой аудитории упор делается на яркие, зрелищные мероприятия, предполагающие активное привлечение всех участников. Мероприятия должны включать ознакомление с законами государства, с правами и обязанностями гражданина Беларуси.

Массовые мероприятия, организованные сотрудниками библиотеки, имеют огромное значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Это и различные литературно-музыкальные вечера, и турниры, и викторины, и выставки. Сейчас набирают популярность такие формы работы, как флешмоб, квиз, акция, марафон, онлайн-трансляция и др.

Рекомендуемые формы библиотечной работы:

деловые, ролевые и ситуационные игры;

диспуты, круглые столы;

дни информации;

часы правового просвещения, правовые подиумы;

вечера вопросов и ответов;

тейбл-ток (разговор за столом);

исторические дилижансы и др.

Примерные названия выставок, мероприятий:

«Внимание: два мнения»; «Государство – это человек и его права»; «Закон и современный подросток»; «Символы страны – это гордость и честь»; «Молодёжи о законах»; «Символы открытости, мира и надежды»; «Право глазами молодежи»; «Ты – гражданин, а это значит», «Мир детства – мир права» и т.д.  

 

 

День юного гражданина.

В этот день предлагаем провести встречи с представителями молодёжных организаций. Можно пригласить ребят, впервые получивших паспорт, с ними провести разговор о понятиях «гражданин», «гражданственность», «закон», «права и обязанности». 

Например, можно провести либо предварительное анкетирование по данной теме, либо предложить участникам библиотечных мероприятий заполнить анкету и опубликовать результаты в качестве итогов декады.

Декада правовых знаний «Подросток и закон: знаем, соблюдаем».

В ходе декады можно организовать беседы, круглые столы, лекции, викторины, тренинги, квесты с демонстрацией видеороликов. Среди форм массовой работы можно использовать деловую игру «Подросток и закон», интеллектуальную игру «Правовая медиа-азбука», конкурс плакатов «Нарисуй свои права».

Декада молодого патриота «Молодежь. Патриотизм. Будущее».

В ходе декады проводятся выставки, беседы, обзоры, вечера, посвященные истории, настоящему и будущему страны, государственной символике. Например, дебаты «Молодежь Беларуси: традиции и будущее», флеш-акция «Мы любим свою малую родину» с приглашением знаменитых людей нашего района.  

Библиотечным специалистам следует учитывать, что современные подростки и молодежь – носители визуальной культуры. Поэтому приоритет следует отдавать презентационным, интерактивным формам информационно-просветительской и культурно-досуговой деятельности.

Для того, чтобы данная работа приносила ожидаемый эффект, она должна быть целенаправленной, систематической и многоплановой. Однако она невозможна без участия органов власти, общественных организаций и образовательных учреждений. Только благодаря комплексному подходу удастся сформировать у подрастающего поколения качества высокоразвитой личности, чувства любви и уважения к своей Родине. Это позволит вырастить полноправных граждан своей страны, ответственных за её будущее.

 

Электронные ресурсы:

1. Библиотека в правовом информационном пространстве [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cbs-bobruisk.belhost.by/index.php/ru/2-materials/452-biblioteka-v-pravovom-informatsionnom-prostranstve. Дата доступа 18.02.2021.

2. Деятельность  библиотеки в поддержку гражданско-патриотического воспитания [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/101/5/deyatelnost-shkolnoy-biblioteki-v-podderzhku-grazhdansko-patrioticheskogo. Дата доступа 18.02.2021.

Составитель: Забавко Н.С., библиотекарь сектора маркетинга и социокультурной деятельности.