Вечер-реквием
«По следам великого мужества» к 100-летнему юбилею И.А.Колоса 

сектор маркетинга и социокультурной деятельности
Ведущий 1: Щедра Лельчицкая земля на трудолюбивых и талантливых людей, сильна их любовью и патриотизмом, верностью родному Отечеству. Имена многих наших земляков известны за пределами района. Есть люди, которые становятся символами своего времени, родной земли. У нас в памяти нынешних и будущих поколений останутся имена многих наших земляков, которые родились, выросли и всю жизнь посвятили родному краю.
Ведущий 2: Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем замечательному человеку, нашему земляку, Герою России, полковнику в отставке, члену Союза писателей России, уроженцу д. Картыничы Лельчицкого района Колосу Ивану Андреевичу, которому в этом году 5 июня исполнилось 100 лет со дня рождения.
Ведущий 1:
Герои родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро.
Герой лишь тот, кому неведом страх.
Ведущий 2: Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Присвоить можно звание героя,
И кто свершил немало важных дел!
Издревле в стране, рождались Герои,
Во славу Отчизны на подвиг идя,
Немало имен помнит книга историй,
То гордость земли, ее сыновья!
Ведущий 1: Иван Андреевич Колос родился 5 июня 1923 года в простой крестьянской семье. Его родители, Колос Андрей Артёмович, мать, Колос Наталья Наумовна мечтали, чтобы их сын вырос грамотным человеком.
За год до начала Великой Отечественной войны Иван Колос приобрёл одну из самых мирных профессий на земле – профессию учителя. Он мечтал об этом еще в школьные годы. Много читал, восхищался произведениями Якуба Коласа, Янки Купалы, МихасяЛынькова, других писателей.
После окончания семилетки поступил в Мозырьский педагогический техникум, успешно окончил его, и семнадцатилетнего юношу Ивана Коласа назначают заведующим Грабовецкой начальной школы бывшей Белостокской области. За дело он взялся с энтузиазмом, с молодым задором. Работал творчески, с инициативой, и его, совсем еще молодого педагога, ставят в пример другим.
Ведущий 2:
Завершился первый учебный год. Завтра – в отпуск. На родину! Уже были куплены подарки для матери и отца, близких родственников. Но… На следующий день, на рассвете, началась война. Иван своими глазами видел, как вражеские самолёты бомбили города и деревни Белоруссии, видел пожары и смерть. Стало жутко от того, сколько горя обрушилось на мирных, трудолюбивых людей, которые никому не угрожали, никому не сделали никакого зла. Вместе с сотнями и тысячами других Колос спешит на восток, чтобы попасть в призывной пункт. Только в Гомеле его, образованного парня, хорошо знавшего польский и немецкий языки, направили в спецподразделение, а через некоторое время – в спецучилище. Здесь он прошёл ускоренный курс подготовки разведчика, познакомился с теорией и практикой ведения разведки и агетурной работы, научился работать с рацией, владеть оружием врага, прыгать с парашютом.
Ведущий 1: В самом начале войны, после выхода из окружения, Иван Андреевич попал в специальное подразделение, затем его направили в разведшколу. Начались первые задания, в результате выполнения которых, сведения оказались очень ценными.
В ноябре 1942 года Иван Андреевич вернулся в родной Лельчицкий район, где являлся одним из организаторов партизанского движения. С ноября 1942 года по март 1943 руководил Лельчицким партизанским отрядом им. Кутузова, а затем Лельчицкой партизанской бригадой.
С ноября 1942 года по март 1943 руководил Лельчицким партизанским отрядом им. Кутузова, а затем Лельчицкой партизанской бригадой.
Сейчас вашему будет представлен фильм, который рассказывает о военной биографии И.А. Коласа. (просмотр фильма)
Ведущий 2:
Разведчик
Мне о тебе сложить бы песню,
О славном подвиге твоем,
Вы пойте, птицы, в поднебесье,
Мы на земле вам подпоем.
Ты из легенды? Нет, из были!
И Рокоссовского приказ
Исполнил точно, как просили,
И варшавян от смерти спас.
Глазенки детские глядели
Сквозь мрак варшавских катакомб,
А у тебя виски седели,
Не защитить ты их не мог.
Прошёл по трубам, под Варшавой,
И через Вислу переплыл,
Не обольщался громкой славой
России, Родине служил.
В разведку шел всегда ты смело…
Иного не было пути!
Ведущий 2:
В январе 1945 года за мужество и героизм при выполнении специальных заданий Ставки Верховного командования Колос Иван Андреевич был представлен к званию Героя Советского Союза. Но этому не суждено было сбыться в свое время.
Война для Ивана Андреевича закончилась в мае 1945 года в Берлине. На здании поверженного Рейхстага он оставил свой автограф. В числе первых побывал в бункере Гитлера и имперской канцелярии. Посидел в кресле самого жестокого тирана в истории человечества. Потом он напишет: «Бродил по комнатам и кабинету фюрера. Думал ли я, находясь в болотах Белоруссии, задыхаясь в катакомбах Варшавы, в подвалах Берлина, что пойду с мечом возмездия до логова врага, войду в это мрачное здание зла и насилия?! Но вот я стою посреди комнаты, как победитель!»
Ведущий 1:
Капитану Колосу предлагали учёбу в военной академии, но он отказался. После увольнения в запас в 1947 году из армии вернулся в Белоруссию, продолжал работать учителем, занимался журналистикой. Но вскоре об отважном разведчике снова вспомнили – в 1953 году его снова вернули в разведку. И он служил еще многие годы в главном разведывательном управлении Генерального штаба Вооруженных сил СССР – преподавал в специальных учебных заведениях. В 1985 (4) году ему было присвоено звание полковника.
Ведущий 1:
Только спустя пол века были рассекречены документы по Варшавскому восстанию и истории отношений Советского Союза с Польшей. И 25 ноября 1994 года Ивану Андреевичу Колосу Указом Президента России звание Героя России было наконец присвоено, но уже не Героя Советского Союза, а Героя России. Наряду с польскими и советскими наградами на груди Героя засияла Золотая Звезда.
За боевые заслуги, безупречное выполнение боевых заданий в годы войны был награждён 15-ю боевыми орденами и медалями РФ и стран социалистического содружества.
Ведущий 2:
Судьбе было угодно, чтобы сельский паренёк, восторженно мечтавший учить деревенскую малышню грамоте в начальной школе на родной белорусской земле, а свободную минутку посвящать заветной тайне души – писательскому ремеслу. вдосталь хлебнул и голода, и холода предвоенной поры, прошёл огненной дорогою войны, неисчислимых утрат и потерь на родной земле.
Война оставила раны на теле и в сердце Ивана Коласа. Он сам рассказал про свою земную долю. Первая его повесть «Варшава в огне» была напечатана в журнале «Новый мир» в 1956 году. Затем из-под его пера вышли такие книги повестей и рассказов, как «Рельсовая война на Полесье», «За час до рассвета», «Прыжок в темноту», «По заданию центра», «Возвращение из ада».
Ведущий 1:
Каждая из этих книг – это еще одно свидетельство героической борьбы советских людей с гитлеровскими захватчиками.
Главные герои произведений Ивана Коласа солдаты и труженики, как и он сам, фронтовик, герой России, выполняли свой долг перед Отчизной, до последней капли крови сражались с ненавистным врагом. Самое впечатляющее произведения, и сегодня сохраняющие свою художественную свежесть, так или иначе, связаны с его фронтовой молодостью. Одна из примечательных его повестей, вошедших в книгу «Возвращение из ада», так и называется «Молодость моя фронтовая». Автор нисколько не преуменьшает тех трудностей, которые пришлось преодолеть первым партизанам из Полесья: им не хватало боевой выучки, умения владеть оружием, даже винтовки они держали с примкнутыми штыками. Но он выразительно показывает в своих произведениях, что у них возникло к захватчикам та ненависть, сделавшая из них, настоящих мстителей, все чувства которых сосредоточились на одном – освободить родную землю от фашистской чумы.
Ведущий 2:
Вот как отзывается о произведениях И.А. Коласа Герой Советского Союза генерал-майор Панов И.Н.: «Рассказы Колоса о деятельности партизан и военных разведчиков в тылу врага вызывают глубокое уважение к тем, кто спас нашу Родину, запоминаются проникновенным отражением исторической действительности».
В военных повестях Ивана Колоса выведены образы многих партизан и разведчиков, с кем автору довелось встречаться на дорогах войны и в том числе, конечно же, своих односельчан – партизан Лельчицкой партизанской бригады.
Каждый житель Лельчицкого района, взяв в руки любую из его книг, обязательно встретит здесь названия знакомых деревень, фамилии и имена известных в районе людей, участников партизанского движения.
Ведущий 1: И куда бы не забрасывала судьба – будь это партизанские глухие тропы в годы Великой Отечественной войны, варшавские катакомбы, - он неизменно жил воспоминаниями детства, проведенного в лесной деревушке, где он мужал, где закалялась его душа и воля, росла любовь к людям, природе и любимому краю.
Любовью к родной земле проникнуты рассказы о мирной жизни своих земляков, которые собраны в книге «Возвращение из ада». «…Можно ли забыть вас, земляки – простых, скромных, работящих. Вы накрепко связаны с землей. В том наша сила…» - утверждает автор.
За писательский труд Иван Колос удостоен самых престижных литературных наград – медалей Фадеева, Симонова, Пикуля, Диплома общественной премии профессионального признания «Лучшие перья России».
Ведущий 2: Более 50 лет И.А.Колос прожил и работалв Москве. Но хотя он и считался москвичом, никогда не забывал родные места, часто приезжал на свою малую родину.
У него была хорошая семья. Жена Екатерина Петровна – библиограф. Сыновья Валентин и Леонид трудились инженерами на московских предприятиях. Екатерина Петровна говорила, что любовь к родной белорусской земле он передал и ей, и сыновьям. «– Мы каждый год ждём встречи с чудесным уголком Полесья, где родился и вырос Иван Андреевич. Он и для нас стал родным»
В 1998 году посетил Лельчицкую районную библиотеку.
С июля 2022 года Лельчицкой районной гимназии присвоено имя Ивана Андреевича Коласа. 1 сентября 2022 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски в честь Коласа И.А.
Ведущий 1: «… Я был во многих странах. Но нигде так легко не дышится, так легко не пишется, как на берегах нашей тихой, милой сердцу Уборти…» говорил Иван Андреевич.
Краю своего детства и юности писатель посвятил много теплых строк. В одном из стихотворений он пишет:
Наверно, можно полюбить другую…
Судить об этом не берусь.
С такою «правдою» враждуя,
Спешил к тебе я, - Беларусь!
Когда ж особо горько и тоскливо –
Сыновним сердцем я к тебе стремлюсь.
Ты улыбнешься мне глазами мило
И исцелишь меня ты, Беларусь!

Ведущий 2:
В душе болит, не заживая, рана…
Солдат, я даже смерти не боюсь…
Но черной мглы рассветной ранью –
Над Припятью – в душе страшусь.
И всё ж, страшнее нет той даты, -
Я мужеством твоим горжусь –
Где жгли вандалы Куропаты…
Велик твой подвиг, Беларусь!

Ведущий 1:
Но, строго не суди, родная
Люблю великую я Русь…
И все ж, ты – жизнь моя живая,
Синеокая Беларусь!
Я много странствую по свету…
Но плачу, как сюда вернусь:
Роднее нет, и краше нету
Земли – с названьем Беларусь!

Ведущий 2: На месте его дома в деревне Картыничи установлен камень, на котором портрет отважного белоруса и его стихи, которые тоже можно назвать духовным завещанием потомкам:
Я мир хочу обнять руками
И всех землян расцеловать.
И все, что создано веками,
Не разрушать, а созидать.
Список использованной литературы:
1. Злотин, А. «Настаўнік у маім жыцці»: [воспоминания Г. Германа о Колосе И.А.]/ А. Злотин // СЖ.-1984.-3 марта (№).– С.5
2. Библиография произведений Ивана Андреевича Колоса.
3. Колос, А. Сын Беларусі – Герой Расіі: [к 50-летию Победы о Колосе И.А.]/ А. Колос // Белорусская нива.-1995.-22 марта (№).– С.8
4. Колос, А. Сын Беларусі – Герой Расіі: [к 50-летию Победы о Колосе И.А.]/ А. Колос // Белорусская нива.-1995.-22 марта (№).– С.3
5. Стоцкий, М. Сустрэчы на роднай зямлі: [к 75-летию Ивана Андреевича Колоса]/ М. Стоцкий // СЖ.-1998.-2 сентября (№).– С.7

Актуальный разговор
«Интернет: свобода и ответственность»

отдел обслуживания и информации
Благодаря сети Интернет человек получил доступ к огромному количеству информации. Но вместе с тем, став неотъемлемой частью жизни, Интернет часто используется для совершения правонарушений.
Ведущий: Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков. Поднимите руки, кто хотя бы один раз играл в Онлайн игры? Говорите ли вы с друзьями об играх, музыке, мультиках, фильмах, уровнях и т. д.? Случалось ли вам забывать о времени во время игры за компьютером? (Ответы детей.)
Ведущий: Итак, тема нашей беседы о мире, с которым вы сталкиваетесь каждый день - о мире интернета. Интернет - это интересный и увлекательный мир, который позволяет вам узнавать мир интересного, общаться с людьми в разных концах света, играть в интересные игры и делиться с другими своими мыслями и увлечениями. Но, как и в любом другом мире в интернете есть свои правила, которых надо строго придерживаться, для того, чтобы избежать неприятных и опасных ситуаций.
Ведущий: Но сегодня проблема безопасности детей в интернете встала особенно остро. Аудитория пользователей всемирной сети все расширяется, и ее большую часть составляют дети и подростки, которые не полностью осознают угроз, которые могут ждать в виртуальном пространстве. Именно поэтому сегодняшнее наше занятие мы посвятим теме «Безопасный интернет». Попробуем исследовать позитивные и негативные последствия интернета, сформулировать и усвоить правила безопасной работы в интернете.
Ведущий: Назовите мне положительные стороны сети интернет и отрицательные. (Ответы детей.)
Итак, подведем итоги. Какая польза от сети Интернет?
• в интернете можно найти необходимую тебе информацию;
• можно находить новых друзей;
• можно общаться, с людьми из разных уголков мира
• можно пользоваться электронной почтой;
• играть в онлайн игры;
• можно рассматривать географические карты и разрабатывать маршруты для путешествий.
Но, вместе с тем. в интернете достаточно много опасностей как для детей, так и для взрослых Знание этих опасностей позволит их избежать. Итак, подведём итоги, какие угрозы существуют в сети Интернет?
• это вирусы и черви;
• нелегальные и вредные материалы, не соответствующие возрастным особенностям и негативно влияют на физическое и психическое здоровье детей;
• спам;
• кибер - хулиганство (информационные атаки на ребенка через интернет);
• мошенничество- выманивание информации о ребенке и его семье.
Ведущий: Как вы считаете, пользы от интернета больше чем зла, особенно в современном мире, где жизнь бурлит все быстрее и быстрее. Следует, всем помнить, что интернет - это лишь инструмент, которым Вы пользуетесь, чтобы получить ответы на свои вопросы.
Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.
Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.
1. Старайтесь не выкладывать в интернет личную информацию (фотографии, видео, ФИО, дату рождения, адрес, номер школы, телефон и иные данные);
2. Не выставляйте личную информацию о Ваших друзьях без их разрешения.
3. Не отправляйте свои персональные данные, а также свои фото и видео людям, с которыми вы познакомились в интернете, тем более если вы не знаете их в реальной жизни. Выходите из своих аккаунтов, если пользуетесь общественными компьютерами в школе, кафе, библиотеке.
4. Не используйте Интернет для распространения сплетен, угроз или хулиганства. Если проблему не удалось решить мирным путем, напишите жалобу администратору сайта.
5. Используй те веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть наш разговор, так как он может бьпъ записан.
6. Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». EСЛИ вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам «Спам».
7. Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
8. Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом.
9. Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.
10. Не встречайтесь в реальной жизни с онлайн-знакомыми без разрешения родителей или в отсутствие взрослого человека. Если вы хотите встретиться с новым интернет-другом, постарайтесь пойти на встречу в сопровождении взрослого, которому доверяете.
11. Пользуйтесь антивирусными программами.
12. Не отправляйте sms -сообщения на незнакомые номера.
Помните? Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия.

Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет
Ведущий:
1. Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна — это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия «ваяется нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия клепки «Нет».
2. Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личносгь.
3. Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является не пригодной для несовершеннолетних.
Подведение итогов:
Ведущий: Я надеюсь, что сегодняшняя беседа научила вас многим правилам поведения в интернете, познакомила с угрозами, которые несет интернет и отметили положительные моменты пользования сетью.
Вопросы викторины «Что я знаю о безопасной
работе в Интернете»
1. Ты зашёл на незнакомый сайт. Вдруг на экране компьютера появились непонятные тебе сообщения. Что ты сделаешь?
1. Быстро закроешь сайт.
2. Обратишься к родителям за помощью
3. Сам устранишь неисправность
Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.На адрес твоей электронной почты пришло сообщение: файл с игрой от неизвестного тебе пользователя. Как ты поступишь?
1. Скачаешь файл и начнешь играть
2. Не откроешь файл
3. Отправишь файл своим друзьям
Не скачивайте и не открывайте неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Убедись, что на твоем компьютере установлено антивирусное программное обеспечение. Научись его правильно использовать. Помни о том, что эти программы должны своевременно обновляться.
3. Ты захотел скачать картинку в Интернете, нажал кнопку «скачать», на экране появилось сообщение отправить SMS на указанный номер в Интернете. Как тебе поступить?
1. Отправить SMS ла указанный номер в Интернете
2. Проверить этот номер в Интернете
3. Не скачивать больше картинки
Если хочешь скачать картинку или мелодию, но тебя просят отправить смс не спеши! Сначала проверь этот номер в интернете— безопасно ли отправлять на него смс и не обманут ли тебя. Сделать это можно на специальном сайте.
4. Ты познакомился в Интернете с учеником, которого ни разу не видел. Однажды он приглашает тебя встретиться с ним в парке. Что ты будешь делать?
1. Пойдешь на встречу
2. Пойдешь на встречу вместе с мамой или папой
3. Не пойдешь на встречу
Не встречайся без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие рассказывают о себе неправду.
5. Новый друг, с которым ты познакомился вчера в Интернете, попросил тебя срочно сообщить ему такую информацию: номер телефона, домашний адрес, кем работают родители. Как ты поступишь:
1. Сообщишь ему дужные сведения
2. Не сообщишь в Интернете, а сообщить при встрече
3. Посоветуешься с родителями
Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, и свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!
6. Ты решил опубликовать в Интернете свою фотографию и фотографии своих одноклассников.. Можно ли это сделать?
1. Нет, нельзя
2. Можно с согласия одноклассников
3. Можно, согласие одноклассников не обязательно.
7. Тебе купили компьютер. Теперь целый день ты проводишь за
компьютером. Через несколько дней у тебя стали слезиться глаза, появились боли в руках. Что делать?
1. Продолжать проводить время за компьютером
2. Соблюдать правила работы на компьютере
3. Больше никогда не работать на компьютере
Соблюдать правила работы на компьютере:
• Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.
• Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок.
• Продолжительность одного занятия - не более 60 минут.
• После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.
• Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз.
Физминутка Упражнение для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, насчет 1—4, затем открыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1—4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх — направо вниз и посмотреть в даль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. У тебя появилось много друзей в Интернете. Вдруг стали приходить сообщения грубым содержанием. Что ты должен сделать?
1. Оскорбить обидчика
2. Не отвечать обидчику тем же, а продолжить с ним общение
3. Сообщить взрослым об этом
8. На адрес твоей электронной почты стали часто приходить письма, многие из которых называются «Спам». Что это за письма?
1. Обычные письма их можно открывать и читать
2. Письма, в которых находится важная информация
3. Письна, которые нельзя открывать и читать
10. Какое слово зашифровано ниже?
1. Б З П А О С Т Ь Е О С Н (Ответ: безопасность)
2. Т Е Р О М П Ь Ю К (Ответ: компьютер)
12. Какие сайты лишние?
1. Образовательные сайты
2. Официальные сайты поиска работы в вашем городе
3. Сайты с рекламой табака и алкоголя
4. Сайты, посвященные морфологическим словарям и проверке правописания
Некоторые правила для подростков
1. .Говори в сети только то, что скажешь, глядя в глаза
2. Не показывай в сети информацию о себе никому, кроме близких друзей
3. Не трави других
4. Травят тебя, закрывай аккаунт
5. Не рассказывай о себе незнакомцам
6. Важно сказать «нет» предложениям о переписке, созвоне, встрече
7. Троллинг не повод для нервных потрясений
8. У шутки могут быть далеко идущие последствия
9. За экраном такие же люди, как ты, помни об этом всегда
Источники:
1.https://infourok.ru/scenariy-klassnogo-chasa-svoboda-i-otvetstvennost-3756469.html
2.http://bildyugi.sharkovschina.edu.by/ru/main.aspx?guid=33871

Литературная BOOK-PARTIES
«Беларусь- Родина моя»
(в рамках молодежной площадки)

отдел обслуживания и информации
Библиотекарь: Тема нашего сегодняшней беседы «Я люблю свою страну, где есть право на имя и на семью». Она посвящена стране, в которой мы живем. Давайте вспомним, почему наш край так называется? Когда вы слышите сочетание «Белая Русь», что вы представляете себе? Какие образы возникают в вашем сознании? (Ответы детей: Белая — от белого цвета одежды, которую носили наши предки. Белая — от светлых их волос. Белая — значит чистая, свободная).
Библиотекарь: Какое красивое название у нашей страны - Беларусь! «Белая Русь» - нежное и поэтическое имя как нельзя лучше подходит этой стране. Белая - значит светлая, чистая, невинная. Беларуси не свойственны яркие краски Средиземноморья. Не обладает она и поражающей экзотичностью Африки или тонким лукавством Востока. Ее тихое обаяние проявляется постепенно - в мягких переливах утреннего неба над размытой линией горизонта, в зелени привольно раскинувшихся полей, в бодрящем аромате соснового бора, в печальном крике журавлей. Ускользающая красота Беларуси раскроется тому, кто способен остановиться и ощутить окружающий мир: всмотритесь в глубокие глаза Беларуси - синие озера, опустите руки в прохладную воду веселого ручья, спрячьтесь от теплого дождика под зеленую лапу ели..
Библиотекарь: Проведем разминку о знании нашей страны. На сколько частей разделена наша республика? (6 частей.) Как называются эти части? (Области.) В каждой области есть главный областной город. Давайте назовём областные центры и области. (Минск, Гродно, Витебск, Гомель, Брест, Могилёв) Какой город главный среди городов? (Минск.) - Как его можно назвать ещё? Столица.) Кто соседи нашей страны? Сколько их? (Литва, Польша, Украина и т.д.) На земном шаре, ребята, много государств, и каждое из них имеет свои знаки отличия - символы. Какие государственные символы есть в Республике Беларусь? (гимн, герб, флаг.) Правильно, государственный герб, государственный гимн, государственный флаг. Их уважают белорусы как родной язык, родной дом, родную культуру, потому что они символизируют для каждого человека Родину.
Библиотекарь: Для вас подготовлена викторина «Я живу в Беларуси и этим горжусь».
1. Имена этих святых носит главный православный собор Гомеля. (Петра и Павла)
2. Второй по величине город в Беларуси. (Гомель)
3. «Землей под белыми крылами» называл Беларусь? ( Короткевич)
4. Эта минская река - символ кровавых войн прошлого и недавней трагедии. (Немига)
5. Этот народный поэт написал поэму «Новая земля» (Я. Колас)
6 . Эта река протекает в Гомеле. ( Сож)
7. Он возглавлял восстание 863 г. на Беларуси. (Калиновский)
Это озеро называют «Белорусским морем» (Нарочь)
9. Этот хищник - на гербе Гомеля. (Рысь)
10. В этом городе проповедовал Кирилл Туровский (Туров)
11 . Это полезное ископаемое добывают в районе Речицы. (Нефть)
12. «Альпийскую балладу» написал Шамякин или Быков? (Быков)
13. Как называется спортивный комплекс под Минском. (Раубичи)
14. Сколько морей омывает Беларусь (Нисколько)
15. В этот день празднуется День независимости Беларуси. (3 июля)
164. Этот поэт - классик белорусской басни.(Крапива)
17. Его имя носит главный проспект Минска. (Скорины)
18. Как называется международный нефтепровод проложенный на территории Гомельщины? («Дружба») 19.Это - республиканский пионерский лагерь на озере Нарочь. (Зубренок)
20.Этот зверь - символ Минского автозавода. (Зубр)
21. В этом году Беларусь полностью освободилась от фашистов. (1944)
22. В этом году А. Лукашенко стал Президентом Республики Беларусь. (1994)
23. В этом городе находится Белорусский металлургический завод. (Жлобин)
24. Это славянское племя жило на территории Гомельщины тысяча лет назад. (Радимичи)
25. Он - русский коллега Франциска Скорины. (Иван Федоров)
26. Этот мемориал жертв войны расположен в 65 км к северу от Минска. (Хатынь)
27. Это и белорусский танец, и корнеплод - символ Беларуси. (Бульба)
28. Имя этого авиаконструктора носит технический университет в Гомеле. (Сухой)
29. Так называли полоцкого князя Всеслава. (Чародей).
Турнир знатоков «Моя страна»
Сейчас мы с вами проведем турнир знатоков. Тематика вопросов связана со многими отраслями знаний о Республике Беларусь - история, география, культура, этнография, природа, литература.
В турнире знатоков 16 туров. В каждом по 3 вопроса. Мы будем читать вопросы, а вы Прослушав 3 вопроса, приготовите ответы в течение минуты.
Вопросы турнира:
1-й тур
1. Доктор медицины, издал 23 книги Библии в своем переводе на белорусский язык. (Ф. Скорина).
2. День Конституции в Республике Беларусь (дата). (15 марта).
3. Какие растения изображены на современном гербе Беларуси? (Рожь, клевер, лён).
2-й тур
1. Как называется деревня в Речицком районе Гомельской области, где в 1964 году забил нефтяной фонтан? (Горивода).
2. В Белоруссии и во Франции есть город с одним и тем же названием. Как он называется? (Брест).
3. Какие восточнославянские племена были предками белорусского народа? (Кривичи, радимичи, дреговичи).
3-й тур
1. Белорусский писатель, автор романа "Колосья под серпом твоим". (Владимир Короткевич).
2. Более 6 тысяч памятников на белорусской земле связаны с Великой Отечественной войной. В каком городе установлен памятник Анастасии Фоминичне Куприяновой и её пятерым сыновьям, погибшим в годы воины, (г. Жодино).
3. Самый древний город Беларуси? (Полоцк. 862 г.).
4-й тур
1. У Белорусского государственного академического театра имени Янки Купалы есть традиция новый театральный сезон начинать комедией Янки Купалы. Назовите ее. ("Павлинка").
2. Дата освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. (3 июля 1944 г.).
3. Крупнейшее высшее учебное заведение Гомельской области. (ГГУ им. Ф. Скорины).
5-й тур
1. Какой город называют родиной белорусского книгопечатания? (Несвиж. В 16-17 веках тут были 2 типографии, в которых печатались книги на белорусском, польском и латинском языках).
2. Назовите двух белорусских космонавтов. (Петр Климу к и Владимир Коваленок).
3. Какая река протекает по территории Белоруссии, России и Украины? (Днепр).
6-й тур
1. Когда Минск был впервые упомянут в "Повести временных лет"? (1067 год).
2. Белорусская игра, участники которой цепляются друг за друга согнутыми в локтях руками в две цепи и каждая тянет в свою сторону. (Потяг).
3. Всемирно известный художник-модернист родом из Витебска. Большую часть жизни прожил во Франции. Одно из его произведений - витраж находится в Организации Объединенных наций. (Марк Шагал).
7-й тур
1. Какое из животных белорусских лесов достигает высоты двух метров, имеет длину до трех с половиной метров и весит до 1000 килограммов? (Зубр).
2. Изображение какого ордена венчает обелиск - памятник на площади Победы в Минске? (Орден Победы).
3. Сколько государственных праздников в Республике Беларусь? (Пять).
8-й тур
1. На границе Гомельской, Черниговской и Брянской областей сооружен памятник - символ единения и дружбы белорусского, украинского и русского народов. Как он называется? (Монумент дружбы).
2. Какой город Гомельской области называют "Белорусской Швейцарией"? (г. Мозырь. Расположен он на холмах, некоторые из которых достигают 200 метров над уровнем моря).
3. Белорусский обряд, который скреплял согласие молодых и их родителей на брак. (Заручины).
9-й тур
1. Народный писатель Беларуси, уроженец Гомельской области, автор романа "Возьму твою боль". (Иван Шамякин).
2. Выдающийся авиаконструктор, разработал реактивные самолеты Су-9, Су-15 и другие. Его имя присвоено Гомельскому техническому университету. (Сух Осипович. В Гомеле ему установлен бронзовый бюст).
3. 17-летний гомельчанин отличился при форсировании реки Днепр в районе Лоева в октябре 1943 года. Похоронен в Лоеве. Посмертно он удостоен звания Герой Советского Союза. Его именем названы улицы в Гомеле и Лоеве. (Борис Цариков).
10-й тур
1. Когда отмечается День Республики? (3 июля).
2. Белорусский спортсмен, удостоенный Организацией Объединенных Наций звания Посол мира. (Максим Мирный).
3. Победитель детского Евровидения-2005? (Ксения Ситник).
11-й тур
1. В Списке мирового культурного наследия, составленном ЮНЕСКО, 4 объекта из Республики Беларусь. Назовите их. (Мирский замок, Беловежская пуща, Архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже, Трансграничный геодезический объект - Дуга Струве).
2. На гербе этого белорусского города изображены лук и стрела. (Брест).
3. Когда отмечается День единения народов Беларуси и России? (2 апреля).
12-й тур
1. Республика Беларусь является государством-учредителем крупнейшей международной организации. Назовите её. (ООН).
2. Летописные названия городов Гомель и Брест. (Гэмий и Берестъе).
3. Где находится памятник "Сынам Отечества", которые погибли за его пределами? (В Минске на Острове слёз. Открыт в 1996 г.).
13-й тур
1. Во внутреннем дворике этого высшего учебного заведения установлены памятники великим мыслителям и философам Беларуси: Ефросинье Полоцкой, Кирилле Туровскому и Франциску Скорине. (БГУ, г. Минск).
2. Назовите, пожалуйста, не менее трёх газет, выпускаемых в Республике Беларусь. («Гомельская прауда», «Советская Белоруссия,», «Народная газета,» , «Знамя юности).
3. Уроженец Гомельщины, в 1957-1985 г.г. был министром иностранных дел СССР, ему установлен бюст в г. Гомеле. (Николай Громыко).
14-й тур
1. Эта белорусская деревня, в которой было всего 26 домов, сожжена фашистам; 22 марта 1943 года. На её месте создан мемориальный комплекс. (Хатынь).
2. Назовите, пожалуйста, не менее трёх предприятий, работающих в г. Гомеле. («Гомсельмаш», «Коминтерн» станкостроительный завод).
3. Белорусский город, в котором находится БелАЗ, выпускающий большегрузные автомобили. (Жодино, Минская область).
Для того, чтобы жить в нашей стране и иметь права и свободу необходимо знать историю нашего государства и придерживаться общих правил жить по ним.
Список источников:
1.https://infourok.ru/meropriyatie-belarus-ot-a-do-ya-886580.html
2. https://ng-press.by/2024/05/28/igra-puteshestvie-moya-rodina-belarus-dlya-uchashhihsya-2-go-klassa/