Сценарий литературного мероприятия ко Дню поэзии

Поэтический звездопад «Поэзии волшебные строки»

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Мы приглашаем вас на наш поэтический звездопад «Поэзии волшебные строки». Хозяйкой сегодняшнего мероприятия будет поэзия, а долгожданными гостями – стихи!

Ведущий:

Мир устал от гротеска

В мире святости нет

По решению ЮНЕСКО

Встань над миром, поэт.

21 марта –

День поэзии. Мой.

И Нью-Йорк, и Джакарта,

Помечтай над строкой.

Лоб морщиной прорезал

Стихозарный левша...

И студент, и профессор,

И любой, в ком душа,

Подивись чуду слова,

Дай поэзии власть –

И спасешься от злого

И попразднуешь всласть. (Семен Венцимеров)

Ведущий: Всемирный день поэзии отмечается 21 марта. Этот день был объявлен по решению Международной организации ЮНЕСКО в 1999 году. Этот день призван стать праздником для всех поэтов, своего рода днём рождения поэзии. Настоящий же день поэзии неизвестен, но одно можно сказать точно – этот день был очень и очень давно. Учёными найдены стихи, дотируемые XXIII веком до н.э. Написаны они были дочерью аккадского царя Саргона, звали её Эн-хеду-ана.

Поэзия прошла длиннейший путь, примерно в тридцать веков у разных народов земли. На пяти континентах Земли существовала и существует поэзия. И поэзия вечна, вечна как сама жизнь, не и не будет конца поэзии пока жив на земле человек. В стихах человек выражал все, чем жил и дышал, он в ней воспевал природу, любовь, гамму человеческих чувств, которые не меняются со временем.

Ведущий:

В чём волшебство поэзии?

Возможно, в обнаженье чувств?

В способности затронуть сердца струны?

Ведь могут же слова, слетающие с уст,

Счастливым сделать день угрюмый.

А может, это просто наважденье?

И всё ж, покуда существует свет,

За строчкой строчку, словно ожерелье,

Нанизывает медленно слова …поэт.

Ведущий: А мне кажется, что писать стихи-это все равно что летать как птица, Этому нельзя научиться, а вот понимать поэзию может научиться каждый.

Ведущий: У каждого из нас в жизни бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем и погрузиться в другой, спокойный и волнующий мир-мир поэзии. И, открыв томик стихов любимого поэта, мы начинаем чувствовать и мыслить по-другому.

Ведущий: Есенин, Пушкин, Некрасов, Тютчев, Лермонтов, Блок до сих пор согревают наши сердца и дарят восхищение независимо от места нашего проживания. Поражает, откуда берётся такая сила и энергия у поэтов.

1-й ученик: Великий русский поэт А.С. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остаётся там до конца. Каждый находит в нем что-то своё, близкое и понятное только ему. Я же вижу в нем только друга, которому можно поведать сокровенные тайны своей души. Я люблю Пушкина за веселье и мудрость, грусть и благородство, за умение чувствовать себя счастливым даже тогда, когда очень нелегко. За то, что он любил людей и умел дружить с ними. Он всегда озарял жизнь вокруг себя светом. И чем больше узнаешь его, тем больше понимаешь: он не просто был причастен к миру поэзии – это мир поэзии был заключён в нем, а он был владыкой…

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я...   (А.С. Пушкин)

Ведущий: Жизненные пути гениев всегда трудны. Творчески одарённые люди всегда пытаются понять, осмыслить свою жизнь, жизнь окружающих их людей, весь мир.

2-й ученик: Я считаю, что нет человека, который был бы равнодушен к поэзии С.А. Есенина. Проникнув в мир его поэтических образов, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой берёзы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства помогают нам сохранить человечность. Мне дорог Есенин, потому что он дарит людям самоцветы своей души. Читая его стихи, я ощущаю душистый запах сена, вижу тихие речные заводи с белыми лилиями и жёлтыми кувшинками. Но особенно дорога была Есенину белая береза. Вот почему я бы принесла поэту веточку березы, перевитую луговыми цветами, которые поэт так любил.

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль. (С.А. Есенин)

 

Ведущий: Никому не дано сказать о поэте больше, нежели делает это он сам в своих стихах.

3-й ученик: Скромные васильки и нежные ромашки я подарила бы Н.М. Рубцову. Любовь, нежность к Родине, вот что отличает его поэзию. За каждой строчкой его стихотворений таится мучительная и всепоглощающая любовь к родному краю, нежность к его лугам, лесам, к его медленным водам и терпким ягодам. Пусть эти скромные полевые цветы пробуждают в душах людей самое светлое, доброе и прекрасное.

Ведущий: Во все времена в обществе поэзия пользовалась огромным вниманием и занимало особое место. Народ всегда ценил ее высокую миссию. Каждый человек нуждался в поэзии. В ней искали утешение, красоту чувств и мира, её любили…

А вы задумывались когда-нибудь отчего человек начинает писать стихи? Откуда берется удивительный дар заставлять слова звучать по-новому, от которых у других людей захватывает дыхание и сильнее бьётся сердце? Как всего в двух стоках заставить человека ощущать целый мир.

4-й ученик:

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу хода нет.

Тёмный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, всё равно.

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придёт пора —

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.               (Б. Пастернак)

Хризантемы, слегка скутанные лёгким инеем – символ стойкости, мужества, жизнелюбия. Я дарю их необыкновенному человеку, поэту Б.Л. Пастернаку. Я очарован его поэзией, потому что она о смысле человеческой жизни. Есть в поэзии Пастернака прекрасный символ – горящая свеча. Это символ непростой жизни поэта, пламя которое могло быть много раз погашено. Ушёл из жизни поэт, но огонь его жизни горит и сегодня.

Ведущий: Поэзия, какое определение можно дать этому поистине волшебному явлению? Поэзия- есть слово, не только исходящее от разума, сколько от сердца. В стихах дышит сама жизнь – это знает каждый.

К сожалению, в истории поэзии много не только прекрасных страниц, но и страниц трагических. Наши поэты шли трудной дорогой, именно поэтому рождались потрясающие, щемящие сердца, иногда страшные, но всегда человечные стихи.

5-й ученик: Моё уважение к Анне Андреевне Ахматовой настолько велико, что я бы ей поставила несколько памятников: босоногой приморской девчонке в Херсонесе; прелестной царскосельской гимназистке; утончённой прекрасной женщине с нитью черного агата на шее в Летнем саду. И ещё, там, где она хотела – напротив Ленинградской тюрьмы, там должен стоять, по-моему, памятник поседевшей от горя женщине, держащей в руках узелок с передачей для единственного сына, вся вина которого заключалась только в том, что он был сыном двух великих поэтов – Николая Гумилёва и Анны Ахматовой.

А к подножию памятника, я бы приносила красные гвоздики, как символ мужества этой удивительной женщины и символ бессмертия её поэзии.

Ведущий: Настоящий поэт – это труженик души, неспокойный, неравнодушный, и чтобы быть им, надо жить, борясь с самим собой, не давая совести спать. И только в этом случае жизнь пройдет действительно зря.

6-й ученик: Одним из любимых моих поэтов является Константин Мефодьевич Маткеев. В завораживающих строках о любви, дружбе, природе, чувствах каждый может найти что-нибудь своё, Меня завораживают стихи поэта о Родине. Родина! Каждый в это слово вкладывает что-то своё, личное, только ему понятное. Но абсолютно все трепетно и нежно относятся к этому слову… К этому символу, к этому понятию.

Родина. Для кого-то она как мать, одна. У кого-то их может быть две. Родина-место, где родился и Родина- место, где возродился, но, где бы не жил человек в течении всей жизни, к Родине он будет испытывать тёплые и искренние чувства.

Родина. Сколько стихов и песен написано о ней. У каждого она своя, у каждой своей любви к ней и слова любви, а кто наоборот посвящает ей свои мысли, дела, слова. Кто-то воспевает её, а кто-то работает во благо, украшая её, лелея её, гордясь ею… Родина…

(Стихотворение читается под мелодию)

Сейчас я хочу прочитать одно из стихотворений, написанное К.М. Маткеевым.

Если ехать от станции Вожега,

А затем на восток повернуть.

По бетонке, что лесом проложена,

Вам не близким покажется путь.

Приведёт вас дороженька длинная

В Митюково-лесной уголок.

Наша Родина-волость старинная

В стороне от центральных дорог.

И предание вспомнить захочется

В ожидании морозов и вьюг.

Поселился в сосновом урочище

Человек по прозванью Митюг

Впрочем, здесь всё обычное русское,

Лес, река и раздолье полей.

И смешное бывает и грустное

Как у всех деревенских людей!

В каждый дом заходите, пожалуйста,

Что имеем-на стол соберём.

А потом деликатно, не жалуясь

О житье разговор поведём

Про погоду, традиции местные

О поре сенокосной, грибной.

И про Озеро наше чудесное

С непростою, целебной водой.

Приезжайте до станции Вожега,

Поверните затем на восток.

И бетонка, что лесом проложена

Приведёт в наш лесной уголок

МИТЮКОВО!!!

Живи, как и прежде,

Тихий край где родился и рос.

Боль моя, и любовь, и надежда.

Я давно к тебе сердцем прирос!

 

Ведущий: По-моему, мнению, среди нас живут поэты, ведь почти каждый из нас хотя бы раз в жизни что-то такое сочинял, выражая тем самым свои чувства или отношение к кому или чему-либо. Просто кто-то не стал развивать этот способ выражения самого себя, закрутившись в водовороте жизни и потеряв интерес к поэзии внутри своей души…

Ведущий: Вот и подошло к концу наше мероприятие, посвященное Всемирному Дню поэзии. Мы затронули только самую малую часть литературных произведений поэтов. И искренне надеемся, что этот день и наша встреча для всех вас останется в памяти, как добрый и счастливый день. Мы уверены, что с каждым годом поклонников поэзии будет все больше и больше.

 

Беседа

«Правильное воспитание детей»

Библиотекарь: Что такое правильное воспитание? Забота о выживании в сегодняшнем дне. Правильное воспитание детей — одна из главных задач нашей жизни.

Что такое правильное воспитание ребенка? Это формирование у него правильных целей, это помощь в создании правильного мировоззрения. Это советы, как относиться к миру и к самому себе.

Забота о выживании ребенка в сегодняшнем дне - это забота о его теле; забота о выживании ребенка в завтрашнем дне - это забота о развитии его интеллекта, способностей; забота о выживании ребенка послезавтра и в отдаленной перспективе - это забота о его душе. Без воспитания души ни о каком стратегическом выживании речи быть не может, а без любви и веры душу воспитать невозможно. Смысл воспитания ребенка в том, чтобы приблизить его к Богу.

Самый главный опыт приобретается ребенком на уровне чувств, в подсознании. То, что мы обычно называем воспитанием детей, то есть советы, нравоучения, воспитание привычек, составляет лишь 5-10% воздействия на ребенка. Остальное определяется внутренним состоянием и поведением родителей. Тот, кто не может воспитать себя, никогда не сможет воспитать своих детей. К примеру, если родители поклоняются благополучной судьбе, то не стоит удивляться тому, что их ребенок рано или поздно безнравственно отнесется к ним самим, если они в чем-то ущемят его благополучную жизнь. (Обсуждение)

Библиотекарь: Первую, главную модель отношения к жизни ребенок заимствует у своей матери. Для того чтобы ребенок развивался, он должен общаться один на один с матерью. Через любовь и душевное тепло происходит главное обучение. Чем больше хлопот, связанных с воспитанием детей, чем чаще мы с ними общаемся, гладим их, воспитываем, обучаем, тем больше любви открывается в нашей душе, и ребенок реагирует соответственно - учится любить и отдавать высшую энергию души.

Детдомовские дети, не получившие в раннем детстве достаточного количества тепла и ласки, вырастают инвалидами души - отсюда их часто крайне неудачная судьба впоследствии.

Любовь, искренность, забота, жертвенность, сострадание - этому маленький ребенок должен учиться с раннего детства, иначе он потом не сможет создать семью и развить в себе социальное мышление. Раньше девочка играла с кастрюльками, тарелочками, нянчила тряпичную куклу - и огромная, неиспользованная энергия шла на создание образа, стереотипа матери, жены, подруги. Когда девочки играют с печально известными куклами Барби, у них срезаются навыки и образ матери, жены, хозяйки. Жертвенность и сострадательность тут ни к чему, - кукле Барби нужны дворцы, машины и красивая одежда, то есть то, что нужно взрослому. В этой кукле воплощена идея бесплодия. (Обсуждение)

Библиотекарь: Современная наука педагогика не дает целостного понимания того, что такое ребенок и в чем смысл поведения детей. На самом деле, все очень просто: пока ребенок не вошел в социум, он отождествляет себя с телом и его поведение подчинено законам существования животного мира. У него есть четкое врожденное понимание иерархии, понятие вожака и необходимости подчинения вожаку, тенденция унижения слабого как ослабляющего род т.д. Ребенка нельзя осуждать за подобные формы поведения, — ему нужно помочь перейти на более высокий уровень взаимоотношений с окружающими. Нужно помогать детям переходить от уровня тела - к уровню духа и души.

Ребенку нужно давать любовь и придерживать его инстинкты; у нас же часто все воспитание сводится к тому, чтобы инстинкты подавить. Воспитание ребенка заключается не в подавлении и наказании, а в правильной мотивации. Если ребенку четко объяснить, куда и как идти, что такое хорошо и что такое плохо, заинтересовать его и дать простую понятную цель, - его не надо будет наказывать, он сам к ней пойдет. Ему нужно только подсказывать.

Библиотекарь: Таким образом^ воспитание ребенка можно свести к 4 этапам:

1)         формирование цели;

2)         помощь и подсказка;

3)         предупреждение, - если делать то, что нужно, ребенок не хочет;

4)         наказание, - если делать то, что нужно, ребенок категорически отказывается.

Если цели правильные и масштабные, то ребенок будет энергичным и добродушным. Если цели привязать к инстинктам, ребенок будет эгоистичным, агрессивным или депрессивным. Если смыслом жизни и высшей целью является любовь и единение с Богом, тогда ребенок способен будет изменить свой характер, свои наклонности и привычки. И даже если у него в подсознании есть патологические тенденции, пришедшие от предков, при наличии любви в душе он сможет глубинно измениться и преодолеть их. (Обсуждение)

Библиотекарь: Начинать прививать ребенку правильную иерархию ценностей можно с элементарных объяснений: деньги - это хорошо, однако если есть деньги, но нет семьи, - человек счастлив не будет; если есть и деньги, и семья, но на душе темно и пусто, в душе нет любви, - человек счастлив не будет. И только тогда, когда в душе светло и радостно, в душе живет любовь, — тогда будет энергия и приложится все остальное. Любовь нам дает Бог, Творец, и когда мы постоянно помним об этом, когда мы любим Его и обращаемся к Нему, - мы эту любовь получаем и становимся по-настоящему счастливыми.

Воспитание - это всегда помощь и поддержка. Эта помощь может быть жесткой, эта помощь может быть мягкой, но она всегда должна сопровождаться любовью. Ребенка можно наказывать, но нельзя ругать, - последнее тождественно его уничтожению на тонком плане.

Нужно понимать, что очень трудно преодолеть зависимость от инстинктов, двинуться в правильном направлении, поскольку чувства человека имеют огромную инерцию. Поэтому для воспитания ребенка необходима не только любовь, но и терпение.

Важные моменты в воспитании детей

Очень важно научить ребенка уважать родителей и подчиняться им, - это поможет с детства усмирять гордыню, т.к. в подсознании родители для человека тождественны Богу: они также создали нас, только на физическом плане.

Ребенок должен научиться заботиться о родителях, иначе впоследствии он вряд ли станет это делать. Давно известно

выражение: «До 5 лет ребенок - царь, от 5 до 15 лет - раб, а после 15 - друг». (Обсуждение)

Библиотекарь: Мать и отец в любых ситуациях прежде всего должны демонстрировать детям свое единство, даже при внешних разногласиях, - иначе ребенку сложно будет впоследствии стать единобожником.

Ребенка нужно правильно хвалить. Если мы хвалим внешнее эго ребенка («какой ты сильный, какой умный и т.п.»), - мы усиливаем в нем гордыню, привязанность к ценностям этого мира, то есть, по сути, воруем у ребенка будущее; если же мы хвалим его за доброту, за то, что помог, сумел простить, - тогда мы защищаем стратегию, мы обеспечиваем ему будущее.

Ребенку необходима школа прохождения страданий тела и духа, школ^ прохождения душевной боли, - это его развитие. Иногда ребенок сам напрашивается на наказание, - это может быть знаком того, что ему недостает нормального стресса в жизни. В таком случае ребенку нужно помочь, дать ему возможность заниматься спортом, ходить в походы и т.д., то есть преодолевать трудности, - тогда ребенка нужно будет меньше наказывать.

Истерика у ребенка, направленная на то, чтобы получить желаемое во что бы то ни стало, - это знак, что ребенок находится в рабстве у инстинктов. В таком случае нужно не бояться применять жесткие меры для остановки истерики и в дальнейшем постепенно приучать ребенка к сдерживанию своих желаний.

Библиотекарь: Во всем должна быть золотая середина: ребенка нужно учить правильно конфликтовать и, в то же время, предоставлять ему возможность самостоятельно реализовывать навыки правильного решения конфликта в повседневной жизни; нельзя поощрять доносительство, но, в то же время, нужно научить ребенка сообщать взрослым о какой-то серьезной ситуации, которая может быть опасна, и т.д.

Ребенка нужно водить в церковь, учить молиться, - но не механически повторяя слова молитвы, а чувствуя любовь и тепло в душе. Можно попробовать передать ребенку свои чувства, испытываемые при искренней молитве.

Гармоничный ребенок- это тот, по отношению к которому не возникает агрессии; который радостен, постоянно отдает энергию на общение и помощь другим; не расстраивается по пустякам. (Обсуждение)

Библиотекарь: Сможем ли г мы сделать своего ребенка истинно счастливым, подарить ему счастливое будущее, - это зависит прежде всего от нас самих. Насколько мы сами идем к Богу и любви, настолько будут счастливы наши дети.

Памятка для родителей

«Как общаться с ребёнком»

Всегда принимайте активное участие в жизни семьи.

Находите время, чтобы поговорить с ребенком.

Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все его трудности.

Помогайте развивать способности и таланты.

Не оказывайте на ребенка нажима. Помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

Имейте представление о различных этапах жизни ребенка.

Уважайте право ребенка на собственное мнение.

Относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.

Будьте последовательны в своих действиях.

Не давайте ребенку невыполнимых обещаний.

Ежедневно давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.

Список литературы:

1.         Башкирова, Нина Малыш от рождения до трех лет. Все, что необходимо знать родителям / Нина Башкирова. - М.: Питер, 2010. - 487 с.

2.         Гиппенрейтер, Юлия Общаться с ребенком. Как? / Юлия Гиппенрейтер. - М.: ACT, 2008. - 985 с.

3.         Зверева, Нина Правила общения с детьми: 12 «нельзя», 12 «можно», 12 «надо» / Нина Зверева. - М.: Альпина Диджитал, 2015. - 522 с.

4.         Млодик, И. Ю. Метаморфозы родительской любви, или как воспитывать, но не калечить / И.Ю. Млодик. - М.: Теревинф, 2016. - 508 с.

5.         Светлова, Маруся Искусство быть родителем / Маруся Светлова. - М.: ИГ "Весь", 2013. - 872 с.

Час памяти «Я расскажу вам про Хатынь»

Библиотекарь: Слышали вы в Хатыни? Траурный перезвон? Кровь от ужаса стынет, только раздастся он. Кажется, ты в пустыне, Выжжено все дотла - В той, военной Хатыни Плачут колокола. Скорбная тишина. Она годами хранит и гул яростного огня, и надрывный плач детей, и отчаянный крик матерей, и гневные проклятия замученных, и захлеб автоматов, и стоны умирающих от пуль. Как суровое напоминание потомкам, хранит Хатынь печаль и тоску погибших. «Люди, берегите жизнь, заслоните солнце от свинцовых туч, голубое небо от гари страшных пожарищ, и никогда больше не допустите такого!» 1чтец. Слушайте, люди! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. С гневом и болью рассказывают они о трагедии этой деревни. Хатынь - это суровая народная память. Хатынь - это бронза, камень, безмерная людская скорбь...

2 чтец. Название этой белорусской деревни значилось когда-то на картах - десятиверстках и, кроме жителей соседних селений, мало кому было известно. Но само слово «Хатынь» стучит пеплом в сердца миллионов людей.

Библиотекарь: Хатынь встала в ряд главных обвинителей фашизма и войны. Орудийные залпы, надсадный рев бомбовозов, пронзительные пулеметные очереди взорвали утреннюю тишину 22 июня 1941 года. В первые же минуты война прямой наводкой ударила по белорусским деревням и городам.

Три года длились черные дни оккупации Белоруссии. 440 тысяч народных мстителей вместе с подпольщиками боролись с лютым врагом.

Библиотекарь: Все человечество слышит колокольный звон Хатыни! Трагедия произошла 22 марта 1943 года. Отряд карателей окружил деревню, что мирно стояла в низине между песчаных холмов, в окружении задумчивого бора.

Библиотекарь: Из хат выгнали всех детей, стариков и женщин. Они ещё ничего не знали. Но им уже был вынесен смертный приговор. За то, что они белорусы, за то, что хотели жить в своем родном Отечестве без фашистского «нового порядка». Их согнали в сарай, обложили соломой и подожгли. А тех, кто пылающим факелом вырывался из огня, расстреливали в упор. Несла на руках грудного младенца Вера Яскевич. Бессловесный, он не мог спросить, куда мама идет, куда несет его. Он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса в её глазах. А ей казалось, что сынок все понимает, что он тоже чует неминучую беду, потому так прижался к её груди, притаился под платком.

Ах, горюшко, горе, сыночек родной! -

Сухими губами шептала,

А может, не станут они над тобой

Глумиться? Ты прожил так мало!

Не видел, как вишня весенней порой,

Как груша в саду расцветала:

Не слышал, как трубно кричат журавли,

Как годы пророчит кукушка,

Не знаешь ты запахов талой земли

И теплой коры на опушке;

Ни разу ещё не промчался верхом

За ветром вдогонку в ночное,

Не ел, согреваясь под осень костром, Печеной картошки с золою.

Ну хоть бы одни истоптал сапоги,

Прочел бы хоть первую книжку...

Ты слышишь, наш татка, приди, помоги!

Спаси не меня - так сынишку.

Библиотекарь: Нет! Никто не смог спасти маленького и ещё семьдесят пять таких, как он.

Библиотекарь: В тот же день в эту жуткую братскую могилу легло ещё 149 человек. Две девочки из семей Климовичей и Федоровичей спаслись и доползли по серому весеннему снегу к лесу. Обожженных, еле живых их подобрали жители деревни Хворстени. Однако и здесь повторилась трагедия Хатыни. Но и эту деревню сожгли вместе с людьми, а детей побросали в колодец. Из всех хатынских детей только Саша Желобкович , Антон Барановский и Володя Яскевич остались живыми. Обойдя цепь карателей, они нашли спасение в партизанском лесу.

Библиотекарь: А из взрослых жителей Хатыни остался один. Из мертвых воскрес он в тот жуткий день. Он часто приходил на пепелище. Сняв шапку, медленными шагами шел он к месту своего бывшего подворья, туда, где играли когда-то его дети, где была его хата и калитка, что выпустила родную семью в последний путь. Подходил и молча стоял, печально склонив голову. Иосиф Иосифович Каминский чудом выкарабкался в то мартовское утро из-под обломков пылающего сарая к умирающему, прошитому пулями сыну.

Потеряв сознание, он уже не видел и не мог увидеть, как догорал овин, как догорали в том овине дети, догорали их отцы и матери, деды и бабушки. Догорала жизнь Хатыни... Вот какой след оставили после себя фашистские каратели.

Библиотекарь: Люди погибли, но не покорились... Деревушка Хатынь... В чем же вина твоя, что оккупанты за тысячу километров пришли, чтобы полонить тебя, разграбить и сжечь вместе с людьми?

Библиотекарь: Хатынь - это памятник всем 296 деревням, уничтоженным фашистами на территории Белоруссии. В каждом бетонном дворе - колокол.

Примолкнет звон у бывшей хаты крайней,

но над другой плитой откликнется печально.

И вдруг призывом этот звук

Проймет до дрожи в теле:

«Не забывайте наших мук,

Мы жить, мы жить хотели!»

Так день и ночь печаль и гнев

Блуждают по долине,

Над скорбным звоном в вышине

Лишь отзвук журавлиный.

Библиотекарь: Колокола звонят, звонят... Хатыни звон - не прощальный звон, не смиренный звон, а набатный звон! Об это говорит, об этом кричит «Кладбище деревень» Хатыни. Там горит Вечный огонь - символ неугасимости жизни, символ нашей любви к Родине. А те три березки? Почему их именно три глядят на Вечный огонь? Да потому, что каждый четвертый житель Белоруссии погиб, сгорел в адском пламени войны. Три березки - тоже символ. Три березки - глубокий след, жгучее напоминание о войне.

У Хатыни, где камни поседели от горя,

Срубы хат домовинами братскими стали.

Где смерч огненный выпил всю воду в колодцах,

Где из аистников аисты безвозвратно

           В теплый край улетели, -

           Три березы шумят пол ветрами, дождями,

           Три березы четвертую вспоминают.

Библиотекарь: Погибла Хатынь! Но на месте, где она была, раскинулся величественный мемориальный комплекс - память о людях, которые здесь жили, которые приняли смерть от фашистских варваров. Как символ непокоренного человека в центре мемориала поднялась фигура мужчины в расстегнутой обгоревшей рубашке с мертвым ребенком не руках. Он смотрит вдаль, и его разметанные ветром волосы похожи на серый клок дыма. Бывало, что и он, Иосиф Каминский, остановится возле этой бронзовой фигуры, постоит, покачает головой и тихо скажет: «Люди. . Дорогие мои... Это я. А это - мой сын». Покажет рукой на черную бронзу и умолкнет: душат его слезы, спазмы сжимают горло. Хатынь - это бронза и камень. Хатынь - это безмерная людская скорбь! Хатынь - это памятник всем пепелищам нашей земли!

Плачет камень,

Плачет камень,

И вся вселенная скорбит,

И мир дрожащими руками

Кладет фиалки на гранит.

И воин, подойдя к святыне,

Молчит, на миг окаменев,

Я вижу - он у плит Хатыни

Острей оттачивает гнев,

Чтоб не забыл, чтоб не простил,

Чтоб не смягчил удара

По тем, кто зверем здесь бродил

И разжигал пожары.

Библиотекарь: Запомни и ты золотые слова, высеченные на белом мраморе «Стены памяти»!

1 чтец. «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле, чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

2 чтец. И есть ещё слова на «Стене памяти» - наш ответ хатынцам: «Родные наши, в печали великой, склонив головы, стоим

перед вами. Вы не покорились лютым убийцам в черные дни фашистского нашествия, вы смерть приняли, но огонь сердец ваших, вашей любви к Советской Родине вовеки неугасим. Память о вас у нас всегда, как бессмертна наша земля и как вечно яркое солнце над нею!»

Библиотекарь: Отступает с годами горе... Но мы не можем, не имеем права забыть, всю трагедию нашей страны в годы Великой Отечественной страны. Это она оставила кровавые незаживающие следы.

В Польше- Майданек и Освенцим, во Франции - Орадур.

В Чехословакии - Лидице, в России - Красуха.

На Украине - Бабий Яр, в Литве - Пирчупис, а в Белоруссии - Хатынь!

Список литературы:

1.         Адамович, А. Хатынская повесть. Каратели [Текст]/Алесь Адамович. - Москва: Советский писатель, 1984. - 336с.

2.         Адамушко, В. Хатынь. Трагедия и память. Документы и материалы [Текст]/ В. И. Адамушко. - Минск: НАРБ. - 2009. - 270с.

3.         Жуков, Д. Охотники за партизанами. Бригада Дирлевангера [Текст]/Дмитрий Жуков, Иван Ковтун. - Москва: Вече, 2013. - 137с.

Электронные ресурсы: 5. http://www.echo.msk.ru/programs/victory/629359-echo/ Цена Победы от 26.10.2009 6.

http://ru.wikipedia.org/wiki/XaTbiHb

 

Вечер старинного романса «Всё в ней гармония, всё диво»

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые любители музыки! Удивительное это явление - романс. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

Сегодня мы поближе познакомимся с историей романса. Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII — XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Песни исполнялись на родном романском языке. В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов.

Ведущий: Судьба романса, который даже в прошлом веке почему-то назывался «старинным», во многом зависела от исполнителя, от его таланта и культуры.

Старинные романсы! Сколько в них душевного тепла и обаяния, мелодичности и эмоциональной взволнованности! Они всегда находили путь к человеческим сердцам. Эти произведения являлись прямыми наследниками романсов XIX века, когда шедевры романсовой лирики создавали композиторы Алябьев, Булахов, Гурилев, Варламов, а авторами текстов наиболее известных романсов были Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Апухтин, Тургенев, Полонский, Плещеев... К середине XIX века выкристаллизовываются два вида романса — "профессиональный» и бытовой.

Первый создавался профессиональными композиторами на стихи известных поэтов. В основе романсов Франца Шуберта лежит поэзия Иоганна Гете, творчество Роберта Шумана связано с произведениями Генриха Гейне, Михаил Глинка писал романсы на стихи Александра Пушкина, Петр Чайковский — на стихи Алексея Толстого, Николай Римский-Корсаков — на стихи Аполлона Майкова.

Ведущий Шторой вид романса родился в народной среде. Впрочем, и среди бытовых романсов появлялись произведения высокой художественной ценности.

Эти два вида романса — профессиональный и бытовой — не были изолированы, а напротив, обогащали друг друга.

«В музыкальной среде полупрезрительно называются дилетанты, а на самом деле большие таланты и подлинные мастера, создавшие изумительные образцы искусства, которые живут до сих пор в сердцах тысяч и тысяч людей. "Однозвучно гремит колокольчик", "Вот мчится тройка почтовая", "Соловей мой, соловей", "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан", “Люблю русский романс доглинкинской эпохи...», — писал Г. Свиридов в книге «Музыка как судьба». Среди композиторов «доглинковской эпохи», писавших романсы видное место занимает Александр Львович Гурилев, чьи произведения упомянул Свиридов.

Александр Львович Гурилев - автор замечательных лирических романсов». Гурилев А. Сл. Макарова И. «Колокольчик» Ведущий: «Многие романсы Гурилева написаны в ритме вальса, широко распространенного в городском быту того времени. При этом плавное трехдольное вальсовое движение гармонично сочетается с чисто русским стихотворным размером, т. н. пятисложником, очень характерным для стихотворений в жанре "русской песни". Таковы романсы "Грусть девушки». . £} Ведущий: «Романс Булахова П.П. «Колокольчики мои», сл. А. Толстого. Стихи и мелодия в романсе воспринимаются в смысловой и образной неразрывности. В едином порыве сливаются мелодия, мерный «цокот» аккомпанемента с вихревыми пассажами отыгрышей, всадник, мчащийся, не зная, куда и ветер, под которым склоняются травы и цветы...»

«Колокольчики мои, цветики степные,

что глядите на меня, тёмно - голубые.

И о чём звените вы в день весёлый мая,

Средь некошеной травы, головой качая?

Конь несёт меня стрелой на поле, открытом;

Он вас топчет под собой, бьёт своим копытом.

Колокольчики мои, цветики степные,

Не кляните вы меня, тёмно-голубые!»

Булахов П. Стихи Толстого А.

«Колокольчики мои, цветики степные»

Ведущий: «Камерная вокальная лирика занимала важное место и в творчестве А. Алябьева.

Романс «Нищая» написан в 40-е годы XIX века. В этот период композитор обращается к сюжетам социального значения. Он создает образы обездоленных, аналогичные образам русской литературы того времени - петербургским повестям Н. Гоголя, ранним повестям Ф. Достоевского и М. Тургенева. Песни Алябьева этого периода подготовили новаторские произведения А. Даргомыжского и М. Мусоргского. К числу этих произведений относится и романс «Нищая». Этот романс знаменует переход Алябьева от создания песен чисто лирического характера к произведения драматическим.

В трактовке текста Беранже Алябьеву удалось найти обобщающий музыкальный образ, раскрыть трагедию униженного и обездоленного человека. Образ безысходного человеческого горя, в тонкой ассоциации с атмосферой зимней природы, метко и лаконично передан в музыке. Начальная мелодическая интонация, положенная в основу фортепианного сопровождения, далее развивается и в вокальной партии как «лейтмотив скорби».

«Зима, метель, и в крупных хлопьях

При сильном ветре снег валит.

У входа в храм, одна, в отрепьях, Старушка нищая стоит...

И милостыни ожидая,

Она все тут с клюкой своей,

И летом, и зимой, слепая!..

Подайте ж милостыню ей!»

Алябьев А. «Нищая»

Ведущий:

«О чем в тиши ночей таинственно мечтаю,

О чем при свете дня всечасно помышляю,

То будет тайной всем, и даже ты, мой стих,

Ты, друг мой ветреный, услада дней моих,

Тебе не передам души своей мечтанья,

А то расскажешь ты, чей глас в ночном молчаньи

Мне слышится, чей лик я всюду нахожу,

Чьи очи светят мне, чье имя я твержу.»

Ведущий: Я прочитала стихотворение Аполлона Майкова «О чем в тиши ночей...»

Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений. Для Художественного метода Майкова характерно аллегорическое применение пейзажей, антологических картин, сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с поэтами-классицистами.

Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и другие)».

Ведущий: «9 ноября 1918 года на Кубани нелепый трагический случай оборвал жизнь талантливого композитора и поэта, автора всемирно известного романса "Отцвели хризантемы" -А Николая Ивановича Харито.

По легенде, в ту секунду, когда прозвучал выстрел и Николай Харито упал замертво, сраженный пулей ревнивца-офицера барона Бонгардена, в соседнем зале одного из ресторанов города Тихорецка, где праздновали свадьбу, кто-то запел тихо-тихо: "Отцвели уж давно хризантемы в саду". Автор этого романса лежал, истекая кровью, и улыбка навсегда застыла на его прекрасном лице...

Харито был необыкновенно красив, учтив и талантлив. По свидетельствам современников, в него просто нельзя было не влюбиться. Его обожали завсегдатаи модных дворянских салонов и фешенебельных гостиных. Именно там звучали романсы в исполнении выдающихся мастеров этого жанра.

Николай Харито был любимцем публики, посещающей концертные залы, где выступали звезды тогдашней эстрады: Варя Панина, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая, Иза Кремер, Александр Вертинский. Их творчество было ярким явлением отечественной музыкальной культуры. В их голосах звучали боль и радость, печаль и.… надежда.

...Почти 100 лет звучит романс Николая Харито "Отцвели уж давно хризантемы в саду". Он выдержал испытание временем. С безмерным чувством тоски и ностальгического надрыва его исполняли Алла Баянова и Валерий Агафонов, Вадим Козин и Петр Лещенко. Он звучит в одном из эпизодов кинофильма "Любовь Яровая". Сегодня его поют оперные певцы и эстрадные исполнители, поп-звезды и рок-музыканты. Достойное место этот романс занимает в репертуаре народного артиста СССР Иосифа Кобзона».

«В том саду, где мы с вами встретились,

Ваш любимый куст хризантем расцвел.

И в моей груди расцвело тогда

Чувство яркое нежной любви...»

Харито Н. «Отцвели уж давно хризантемы в саду»

Ведущий:

«Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной;

Моей души коснулась ты –

Она тревожна, как листы,

Она, как гусли, многострунна.

Житейский вихрь ее терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

Твоя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновенье,

Как от цветов летящий пух,

Как майской ночи дуновенье...»

Ведущий: Прозвучало стихотворение Алексей Толстого, на текст которого Николай Андреевич Римский - Корсаков написал одноименный романс.

Романтическое томление, звучащее в строках стихотворения, имеет своим истоком не одни лишь отвлеченно философские взгляды Толстого, но и то его социальное самочувствие, в частности, понимание, что жизнь социально близких ему слоев русского общества пуста и бессодержательна. Стихотворение «Не ветер веет с высоты» написано в 1851 году.

В ту же зиму 1850—1851 года Толстой встретился с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер и влюбился в нее. Они сошлись, но браку их препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой — мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней. Только в 1863 году брак их был официально оформлен. Софья Андреевна была образованной женщиной, она знала много иностранных языков и обладала, повидимому, незаурядным эстетическим вкусом. Толстой не раз называл ее своим лучшим и самым строгим критиком и прислушивался к ее советам. К Софье Андреевне обращена вся его любовная лирика, начиная с 1851 года.

Ведущий: «В продолжение темы о любви и романсе немного поговорим о творцах этой великолепной музыки.

20 век явил миру совершенно уникального композитора — Микаэла Таривердиева (1931—1996). Его любят за фильмы: «Ирония судьбы», «Семнадцать мгновений весны». Но это лишь часть музыки, которую он оставил после себя.

Музыка Таривердиева особенная, его вокальные произведения невозможно строго разделить по жанровому признаку. Это «исповедь сердца».

А когда в одном произведении соединяются сердца двух гениев, музыка их душ начинает звучать в унисон.

Бродский считал Беллу Ахмадулину «несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис - вязкий и гипнотический — в значительной мере продукт ее подлинного голоса».

«По улице моей который год

звучат шаги — мои друзья уходят,

друзей моих медлительный уход

той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,

нет в их домах ни музыки, ни пенья,

и лишь, как прежде, девочки Дега

голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх

вас, беззащитных, среди этой ночи,

к предательству таинственная страсть,

друзья мои, туманит ваши очи.

О, одиночество, как твой характер крут!

посверкивая циркулем железным,

как холодно ты замыкаешь круг,

не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!

твой баловень, обласканный тобою,

утешусь, прислонясь к твоей груди,

умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоём лесу,

на том конце замедленного жеста

найти листву, и поднести к лицу,

и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,

твоих концертов строгие мотивы,

и — мудрая — я позабуду тех,

кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы,

природа, прислонясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты.

И вот тогда — из слёз, из темноты,

из бедного невежества былого

друзей моих прекрасные черты

появятся и растворятся снова».

Ведущий: «И еще один романс на стихи Беллы Ахмадулиной, музыку к которым сочинил Андрей Петров «А напоследок я скажу...»

Прощай любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

К высокой степени безумства.

Как ты любил ты пригубил

Погибели. Не в этом дело.

Как ты любил? Ты погубил.

Но погубил так неумело

Работу малую висок

Еще вершит, но пали руки,

И стайкою, наискосок

У уходят запахи и звуки.

             А напоследок я скажу:

Прощай любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

К высокой степени безумства»

Ведущий: «Дорогие друзья! Наш вечер подошел к концу. Надеюсь, вы насладились пленительными звуками нестареющего русского романса. До новых встреч!

Список использованной литературы

1.         Золотая коллекция русского романса. - Москва, «Современная музыка», 2001.

2.         Интернет-источники: www.romance.ru

Краеведчая сустрэча «Да бабулі ў госці»

 

Бібліятэкар: Добры дзень! Сёння мы з вамі сабраліся, каб пазнаёміщца з відам мастацтва, работы майстрыц якога ў жывым выглядзе можна ўбачыць хутчэй у вёсцы, чым у горадзе. Гэта народнае дэкаратыўнае мастацтва. Што ж яно сабою уяўляе?

1мкненне да прыгажосці - адна з неад’емных якасцей чалавека. Ствараючы нейкую рэч, ён стараецца, каб яна была не толью зручнай, але i прыгожай. Жыллё i мэбля, адзенне i прадметы побыту, посуд i прылады працы звяртаюць увагу не толью прадуманасцю, практычнасцю, але i прыгажосцю, зграбнасцю, завершанасцю форм. Таму ткія вырабы часта ўяуляюць сапраўдныя творы мастацтва, хоць асноўнае ix прызначэнне - практычнае скарыстанне.

Адзенне, прылады працы, хатняе начынне, посуд iншыя рэчы побыту, аздобленыя тканым, вышываным, разьбяным і маляваным дэкорам, дзякуючы умелай форме i зграбнаму сілуэту, прынята адносщь да народнага дэкаратыунага мастацтва.

Калісьці ў асяроддзі простата люду ўсе гэтыя рэчы ствараліся не прафесійнымі мастакамі, а народнымі майстрамі, разьбярамі, кавалямі, ганчарамі, пляцельшчыкамі, ткачыхамі i былі цесна звязаны з жыццём народа, яго звычаямі i асаблівасцямі побыту. Таму такое мастацтва называюць народным.

У Беларусі асноунымі матэрыяламі, якія скарыстоўваліся майстрамі ў працы, былі гліна, салома, лаза, лён, авечая воўна i інш. Таму найбольш пашыранымі відамі беларускага дэкаратыуна-прыкладнога мастацтва з’яуляецца разьба па дрэве, кераміка, пляценне, ткацтва, вышыўка.

Бібліятэкар: Сёння мы з вамі пазнаемімся больш блізка з вышыўкай.

Вышыўка — адзін з відаў народнага дэкаратыунага мастацтва. У другой палове XIX — пачатку XX ст. вышыванне на Беларусі было адным з пашыраных заняткаў, а вышыўка — развітым i папулярным відам народнага мастацтва. Кожная вышыўка як на ручніку, посцілцы, так i на адзенні мела свой сакрэт, прызначэнне, свой сэнс. Уся вышыўка на народным адзенні заусёды нешта сімвалізуе. Узор залежыць ад таго, каму належыць гэтая вопратка i ў якіх выпадках яна апранаецца.

Беларуская зямля славіцца народнымі майстрамі — вышывальшчыцамі. Не выключэннем з’яуляецца i наша вёска. У нас ёсць шмат бабуль-вышывальніц. I да адной з ix мы з вамі завітаем у госці i пазнаемімся з яе работамі.

Віды i колеры вышыўкі:

Традыцыйныя беларускія віды вышыукі - вышыўка наборам, крыжыкам, гладдзю. Пры вышыванні наборам узор атрымліваецца з абодвух бакоў. Больш позняя з’ява - вышыўка крыжыкам, потым з’явілася вышыўка гладдзю.

Вышывалі ў асноуным ніткамі чырвонага колеру. Чырвоны узор - сімвалічны малюнак, граф!чны спосаб заклінання вышэйшых боскіх сіл. Чырвоны колер са старажытных часоў лічыўся сімвалічным як колер сонца, як знак сонца, а значыць, жыцця. Усе вышыўкі на беларускіх ручніках выконваюцца чырвоным колерам на белым фоне, часам з дадаткам чорнага, каб напомніць, што жыццё не вечнае. Чорны колер сімвалізуе зямлю. Зялёны - колер прыроды, колер росту, развіщця, дабрабыту, мipy. Ну, а белы - гэта колер свабоды, маральнай чысціні i мудрасці.

Асаблівасць вышыўкі залежала ад майстэрства жанчыны-майстрыхі.

Пра што расказваюць узоры

Бібліятэкар: A цi ведаеце вы, што вышываныя ўзоры могуць шмат цікавага расказаць? У ручніках пераважаюць геаметрычныя матывы, галоўным чынам, ромбы. Ромб - старажытная выява зямлі i урадлівасці. Адначасова - гэта сімвал засеянага поля. А ромб з «кручкамі», «рагами», «вёслами» азначае вечнасць i pyx. Меншыя ромбы называлі «хлябамі», што азначала ежу як для цела, так i для душы. Гэтыя знакі – заклінанні аб ураджаі, удачы, здзяйсненні жаданняу. Старажытныя ўзоры мелі свой пэўны сэнс i адлюстроўвалі светапогляд народа. У наш час першапачатковы сэнс узораў забыты. А раней, калі яшчэ не было шсьменства, праз узоры выказвалі розныя пажаданні i запаветы.

Пры стварэнні вышыванак-абярэгаў трэба абавязкова прытрымлівацца некаторых правілаў.

  • Абярэгі не могуць быць зроблены для сябе, ix абавязкова трэба камусьці падарыць.
  • Абярэгі ствараюцца толькі па добрай волі i толькі ад шчырага сэрца.
  • Самыя моцныя абярэгі - гэта тыя, што былі зроблены для вас вашымі блізкімі родзічамі: маці, сястрой, бабуляй, дзецьмі;
  • Калі ствараецца абярэг, трэба увесь час з любоую i цеплынёй думаць пра таго чалавека, якому ты яго робіш.
  • Выконвайце работу толькі з добрым настроем, i тады зроблены абярэг зможа абараніщь свайго гаспадара ад усяго злога i кепскага.

Свае узоры-абярэгі мы абавязкова дарылі блізкім i родным людзям.

Бібліятэкар: А зараз мы завітаем у госці да бабулі - вышывальніцы нашай вёскі Евы 1ванаўны Кавалевіч, пазнаёмімся з тамі i яна вам раскажа аб сваім захапленні.

Ева Іванаўна працавала бібліятэкарам у нашай школе. Першыя навыкі вышывання яна пераняла яшчэ у дзящінстве ад сваёй матулі. 3 той пары, калі яна зразумела, як гэта цудоўна — ствараць прыгожае, ніткі і iголка сталі яе неразлучнымі сяброўкамі. Без ix Ева 1ванаўна i дня пражыць не можа. Нават у самы загружаны гаспадарчымі справамі дзень яна знаходзіщь хвілінкі для любімага занятку. Зараз, вядома, значна менш майстрыха займаецца сваёй любімай справай, галоўным чынам праз свой сталы ўзрост.

Бібліятэкар: Ева 1ванаўна, раскажыце, калі ласка, нашым дзецям аб сваіх работах.

Вялікі дзякуй вам, паважаная Ева 1ванаўна, за цікавую сустрэчу.

Бібліятэкар: Народ заўсёды, ва усім - мастак. Усякі выраб яго рук адухоўлены шчырасцю пачуцця, расквечаны цікавай выдумкай. Таму творы дэкаратыўна- прыкладнога мастацтва былі i застаюцца бясспрэчнымі узорамі сапраўднага мастацтва, станоўча уплываюць на культуру, яе далейшае развіццё i ўзбагачэнне, на духоўны свет чалавека. Беражыце народныя традыцьіі. «Любіце гэтую сваю святую зямлю аддана i да канца. 1ншай вам не дадзена, дый непатрэбна», — так сказаў шчыры патрыёт сваёй Радзімы Уладзімір Караткевіч.

Літаратура

Е Фадзеева В. Беларуская народная вышыўка.

2. Сахута Я. Беларускае дэкаратыуна-прыкладное мастацтва.